НФГО – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организации, отнесённые в установленном порядке к категории по ГО и в соответствии с действующим законодательством:
- создают и поддерживает в состоянии готовности НФГО;
- осуществляет обучение личного состава НФГО;
- создают и содержит запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
Некатегорированные организации НФГО не создают.
Но и тут бывает исключение: по решению руководителя ФОИВ, ОГВ, ОМСУ, в ведении которых находятся организации, могут создаваться НФГО.
Например: объекты жизнеобеспечения, такие как больницы, ресурсоснабжающие организации и т.д.
Задача НФГО
Основной задачей НФГО является выполнение мероприятий по гражданской обороне при проведении не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС на территории Общества, а также первоочередного жизнеобеспечения персонала, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать:
- в мирное время – 6 часов;
- военное время – 3 часа.
Виды НФГО
Для определения видов, создаваемых НФГО необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» МЧС России от 02.12.2021 № МР-ВЯ-1.
| № | Наименование НФГО | Выполняемые мероприятия по ГО (обеспечение выполнения мероприятий по ГО) | Примечание |
|---|---|---|---|
| 1. | Команда (группа) охраны общественного порядка | Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на территории организации | Целесообразно создавать в организациях, отнесённых в установленном порядке к категориям по ГО, за исключением организаций, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р |
| 2. | Подвижные пункты питания, продовольственного (вещевого) снабжения | Организация питания, а также осуществление вещевого снабжения работников организации | Рекомендуется создавать в организации, имеющей производственные объекты на удалении друг от друга. При отсутствии таких объектов, пункт питания может быть стационарный.Целесообразно создавать на базе имеющихся объектов организации питания работников организации (столовые, буфеты и т.п.), а также за счёт возложения на работников организации дополнительных обязанностей с соблюдением санитарно-гигиенических требований при хранении продуктов, приготовлении и приёме пищи, а также мытье посуды.Вещевое снабжение рекомендуется предусматривать в части выдачи работникам организации специальной одежды и снаряжения, предусмотренные в организации для осуществления установленных видов работ, а также для обеспечения соблюдения установленных правил по охране труда |
| 3. | Санитарная дружина | Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в организации. Осуществление эвакуации пострадавших работников организации в лечебные учреждения | Рекомендуется создавать при наличии в организации медицинских работников, в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности |
| 4. | Группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО | Обслуживание ЗС ГО в мирное и военное время, а также поддержание в готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых | Создаётся в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО и (или) использующих их для укрытия персонала |
| 5. | Станция специальной обработки транспорта, одежды | Проведение мероприятий по обеззараживанию техники, одежды, снаряжения организации | Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения |
| 6. | Пункт санитарной обработки | Проведение мероприятий по санитарной обработке работников организации | Рекомендуется создавать в организациях, расположенных или продолжающих работу в военное время в зонах возможного радиационного загрязнения или химического заражения |
| 7. | Подвижные ремонтно-восстановительные группы по ремонту автомобильной, инженерной и другой техники | Ремонт автомобильной, инженерной и другой техники | Целесообразно создавать на базе имеющихся ремонтно-восстановительных подразделений. При отсутствии в организации автомобильной, инженерной и другой техники, данное НФГО может не создаваться |
| 8. | Группа для перевозки населения (грузов) | Перевозка рабочих смен к местам проживания и отдыха и в организацию из этих мест. Перевозка грузов, необходимых для обеспечения функционирования организации | Целесообразно создавать на базе имеющихся автотранспортных подразделений. При отсутствии в организации автомобильной техники, данное НФГО может не создаваться |
| 9. | Аварийно-технические команды по электросетям, по газовым сетям, по водопроводным сетям, по теплосетям | Проведение мероприятий, направленных на повышение надежности, а также осуществление ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации в организации | Целесообразно создавать на базе платных аварийно-восстановительных подразделений соответствующего профиля. При отсутствии таких подразделений, рекомендуется возлагать дополнительные обязанности на работников организации с соблюдением установленных правил по охране труда |
| 10. | Группа (звено) связи | Обеспечение использования средств связи и передачи информации в организации | Целесообразно создавать на базе штатных подразделений связи и информационных технологий |
| Поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организации | Целесообразно создавать в организациях, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности | ||
| 11. | Звено подвоза воды | Подвоз воды (питьевой и технической) в организацию или к местам проведения работ | Целесообразно создавать в организациях, на территории которых отсутствуют собственные водозаборные сооружения |
| 12. | Эвакуационная (техническая) группа | Эвакуация поврежденной техники к местам проведения ремонта | Целесообразно создавать в организациях, в которых предусматриваются перевозки грузов, работников за пределами этих организаций |
| 13. | Подвижная автозаправочная станция | Доставка ГСМ и заправка техники и агрегатов в районах проведения работ | Целесообразно создавать в организации, техника и агрегаты которой выполняют работы за пределами территории данной организации |
| 14. | Санитарный пост | Оказание первой помощи пострадавшим | Целесообразно создавать в организациях, в которых отсутствуют штатные медицинские подразделения для оказания первой помощи пострадавшим до оказания специализированной медицинской помощи |
| 15. | Звенья контроля эпидемического, фитопатологического, ветеринарного | Выполнение задач в составе сети наблюдения и лабораторного контроля | Создаются в организациях, имеющих специализированные подразделения, осуществляющие соответствующие функции наблюдения и контроля (надзора) |
| 16. | Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный) | Контроль радиационного фона и химического заражения в районе расположения организации | Создаётся организациями, отнесёнными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также целесообразно создавать ОГВ, ОМСУ, попадающим в зону радиационного и химического заражения (загрязнения) |
НФГО не подлежат аттестации и не имеют статус спасателей.
Обучение
Командиры НФГО подлежат обучению в УМЦ региона.
Обучение личного состава НФГО осуществляется на базе организаций в ходе проведения инструктажей, курсового обучения и учений.
Проблемы
Основные проблемы создания НФГО в организациях включают сложность в определении, какие организации обязаны их создавать, трудности с выделением и обучением персонала, обеспечением их необходимыми ресурсами (техника, СИЗ, материальные резервы) и поддержанием их готовности, включая регулярные занятия и учения.
Обеспечение НФГО необходимой техникой, приборами, инструментами и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) требует значительных затрат. В методических рекомендациях приведён примерный табель оснащения НФГО, окончательный перечень оснащения принимается руководителем организации.
При определении личного состава НФГО руководствуйтесь тем, чтобы основная деятельность сотрудников была максимально близка к задачам формирования.
Например: сотрудники службы безопасности – включаются в состав группы охраны общественного порядка, а отделы главных инженеров (энергетиков) в состав аварийно-технических команд.



Здравствуйте! Хотел бы уточнить, всё-таки главная проблема в создании НЕГО – это слабость законодательной базы в этом направлении. Дело в том, что работник из НФГО может саботировать занятия и его тяжело привлечь к ответственности. И ГЛАВНОЕ! Я практически уверен, что в при большом шухере работники бросятся спасать себя и свои семьи, наплевав на всякие НФГО. И тут самое главное, я с ними в этом согласен. 👍
Недостатки законодательной базы являются системной проблемой, затрагивающей различные сферы деятельности, эта проблема не конкретного направления. Она проявляется в несовершенстве правовых норм, их внутренних противоречиях и несоответствии современным реалиям. Это приводит к затруднениям в правоприменении и формированию пренебрежительного отношения к правовым нормам в обществе.
Анализ практики в приграничных регионах, подвергшихся воздействию военных угроз, показывает успешную реализацию создания НФГО и НАСФ на практике, такова их реальность сегодня.
Исторический опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что бесперебойное функционирование промышленных предприятий в чрезвычайно сложных условиях было обеспечено самоотверженным трудом их работников.
“Я практически уверен, что в при большом шухере работники бросятся спасать себя и свои семьи, наплевав на всякие НФГО. И тут самое главное, я с ними в этом согласен”. Это личная гражданская позиция и ответственность. Я не буду это обсуждать, но теперь представте что при ШУХЕРЕ: так же поступили все медики, МЧС, спасатели, военные, все работники ОПО, КВО, НФГО ответственные за защитные сооружения, системы оповещения и т.д…….Вы пока бежите от пункта “а” в пункт “б” спасаться и спасать будет некому и некого. Хорошо что не у всех такая позиция. Не один мой сотрудник не задавался вопросом “почему Я?”. Зато интересуются: где противогазы, ЗС ГО, куда будут эвакуированы члены их семей, и есть ли на них запасы продовольствия)))
Курская область в пример. Все убежали.
Елена! Вы путаете мягкое и кислое. МЧС, Полиция и т.д. обязаны выполнять действия по ликвидации ЧС. Ваш пример про ВОВ некорректный. НФГО – это работники учреждения, часто женщины, порой старше 60 лет. Просто других работников нет в организации. Большинство учреждений именно такие. У меня в организации средний возраст 60+, 85% – женщины и старики. А 2 категория ГО.
Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин – от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, а также женщин со средним или высшим медицинским образованием – имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Это требование НПА. У вас нарушения.
И путаете что то вы, я вам перечислила не только структуры экстренных служб. Обязанности и права граждан и организаций прописаны в соответсвующих НПА.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О гражданской обороне», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации граждане Российской Федерации: проходят обучение в области гражданской обороны; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
А про Курскую область лучше не высказывайтесь, если своими глазами не видели. У нас что Белгород, что Курск настоящие герои. Кто захотел эвакуировался. Кто посчитал нужным, тот остался и на территории областей продолжают функционировать градообразующие предприятия.
P/S Не стоит раскрывать категорию своей организации в интернете. Вы же прекрасно осведомлены, где тайна, где ДСП и т.д.)))))
не все
“А про Курскую область лучше не высказывайтесь, если своими глазами не видели. У нас что Белгород, что Курск настоящие герои. Кто захотел эвакуировался”…. Аааа. Сразу не понял. Я ведь из СПБ. Городской. Вопросов нет. В городах проверяющих не боятся.
С вашим подходом изучите прошлогодние изменения по присвоение категории организациям. Если нет задания, то направте предложение о снятии категории. Если же задание есть, то менять свое отношение нужно к работе. Не ваше это…
я просто так хочу добавить что кроме МЧС и Полиции уже как 5 лет ещё и департаменту ЖКХ Москвы прилипло заниматься ликвидацией ЧС. Пожар в рязанских деревнях? Почему бы не поехать туда ГБУ Автодороги и МОЭКу?
Строить окопы в Луганске? Как раз дело для Мослифта. Сооружать палаточные лагеря для беженцев? Любимое дело Мосводоканала.
Ну на самом то деле весь департамент ЖКХ в полном составе и со всеми своими подрядчиками этим занимается.