Советы авторам: как писать, чтобы вас читали

Приветствую авторов проекта “Лица” и тех, кто хочет делиться опытом, но пока не решился.

Нашему проекту 4 месяца и уже начинает вырисовываться некоторая атмосфера, и моменты, над которыми нужно работать дальше. Сегодня я хочу дать вам несколько советов, которые сложились именно на опыте статей в “Лицах”.

Определите вашу целевую аудиторию

  1. Научное сообщество, эксперты и т.п. – можно использовать сложносоставные предложения, с большим количеством оборотов и сложных слов, которые не используются в бытовой речи;
  2. Рядовые специалисты – короткие предложения, минимум оборотов, выделенных запятыми. Лучше разделить их на разные предложения. Использовать общепринятые слова, за смыслом которых не нужно лезть в словарь.

Это ни в коем случае не возвышает одну категорию и не унижает другую. Мы лишь анализируем восприятие большинства представителей в каждой категории, чтобы попасть в нужную цель.

На этом сайте есть обе категории специалистов.

В общей массе люди устали от сложных текстов в НПА. Кому легко читать НПА – они редко идут на форумы за разъяснениями, поэтому статья на канцелярском языке, скорее всего, не получит ожидаемого отклика. Такие статьи часто остаются без комментариев и лайков, но их применяют в своей практике, например, учебные центры. Сложная статья будет полезна, но автор, возможно, об этом не узнает. Поэтому важно иметь ввиду такой факт и понять, какие ожидания лично у вас?

Личный опыт и эмоции

Первые предложения вашей статьи должны не просто дать краткое понимание, что читателя ждёт дальше – они должны зацепить так, чтобы хотелось дойти до конца, а не искать ответ в другом месте.

Есть мнение специалистов, что большинство текстов сейчас закрывают в первые 20 секунд: они скучные, сложные, написанные «роботами для роботов», без эмоций.

«Люди не читают текстов – люди читают эмоции» (писатель Ольга Савельева)

Самые простые эмоции для статьи – ваш опыт. Идеально – когда текст написан настолько просто, что читатель может строить в голове картинку. Провально – когда картинка не рисуется, а автор не может пояснить доступно. Наверное, многие слышали фразу: «Если вы не можете объяснить смысл вашей научной работы третьекласснику, значит вы сами её не понимаете».

Если вы приводите пример из жизни – лучше рассказывать своими словами, показать себя не с «лучшей» стороны, а «как есть». Это ваша индивидуальность, которая цепляет, именно по этому стилю запомнят вас.

ИИ – опасный инструмент

Тексты, написанные ИИ, буквально видно, но доказательств часто нет. Поэтому главный показатель для автора – обратная связь.

Споры, которые порой возникают в «Лицах» не беспочвенны. Моё мнение – это не критика в использовании современного инструмента, а крик читателя, что ему это не интересно, не нравится, скучно и пр.

⚠️ Кстати, идеальные, шаблонные, канцелярские тексты, написанные человеком, в 2025 году воспринимаются алгоритмами, как написанные с помощью ИИ. Даже ИИ против таких текстов)

Недавно на СпецХелпе я рассказала случай из практики в стиле «Личный опыт», а не научной статьи (конечно в статьях на Блог—Инженера я так не пишу, но эта разговорная фраза передаст смысл, что ИИ не сочинит живых эмоций):

«Однажды мне буровик в объяснительной написал: «Курил на территории ОПО такого-то с разрешения Реутовой Ю.А.». И ничего другого писать не собирался. Как охренела с той объяснительной, так до сих пор выхренеть не могу))

Для сравнения, я попросила DeepSeek просто перефразировать этот текст:

«Однажды я увидела объяснительную от буровика, в которой он лишь кратко отметил: «Курил на территории ОПО такого-то с разрешения Реутовой Ю.А.». Эта фраза оставила меня в полном недоумении, и с тех пор я не могу избавиться от ощущения, что некоторые вещи в нашей жизни просто выходят за рамки здравого смысла.»

Выводы насчёт эмоционального отклика делайте сами)

Что делать?

  • Не рекомендую писать о теории, с которой вы не встречались на практике. Если, конечно, вы не теоретик, для которого профильное направление – разъяснять НПА. Это тоже нужно! Но разъяснять НПА – сложно. Для начала хорошо подумайте: готовы ли переварить эти тексты и выдать простым языком? Сложный канцелярский текст можно и в оригинале почитать.
  • Делитесь больше реальным опытом: приводите примеры, факты, результаты наблюдений.
  • Цитаты – хороший помощник в передаче смыслов. Иногда чьё-то высказывание подтвердит максимально точно ваши слова, которые вы пытаетесь передать длинным текстом.
  • Меньше заимствованных слов и неологизмов. Да, язык живой, это развитие, но даже на этом сайте мы неоднократно получали обратную связь от читателей – «Пишите по-русски».
  • Минимум воды и «весомых» сложных предложений. Не нужно разбавлять текст пустыми по смыслу предложениями для масштаба. Пусть ваш текст будет на один абзац вместо 10 листов, но он точно передаст смысл.

Вспомнила из своей школьной жизни пример, когда нам задали дома написать сразу три сочинения по литературе. На два меня хватило с горем пополам, а третье было на 4-5 строчек. Ну не ехали лыжи дальше… Сдала со словами «Пусть будет двойка, но я не знаю, что ещё писать». Моему удивлению не было предела, когда от нашего строгого учителя я увидела «5» и подпись: «Точно передала замысел автора».

P.s. Когда вы делитесь своим опытом в статье, она уходит на модерацию. Если вы чувствуете неуверенность и сомнения, я готова дать советы по статье в личной переписке до публикации.

Советы авторам: как писать, чтобы вас читали

Автор материала
Юлия Реутова

«Путешественница» из команды Блог—Инженера; Ведущий администратор проекта для специалистов по охране труда и смежным направлениям SpecHelp, Главный редактор проекта «Лица»

Комментарии: 0