Практика в обучении по охране труда: зачем нужна и как организовать?

Полигоны, тренажёры, симуляторы, мастерские, инструменты... есть много-много слов, которые так или иначе ассоциируются у нас с практическим обучением. Но что такое практика и зачем она нужна?

Очень часто в своей практике я слышу:

“А как вы проходили практику? У вас ведь должен быть полигон!”.

Да? Правда должен быть? А где это написано? Ответа на это я никогда не получаю.

Также, как и не получаю ответа на просьбу скинуть ссылку на пункт нормативки, где написано, что “Персонал, обслуживающий сосуды под давлением” должен обучаться 1 раз в 5 лет. Но это уже другая история.

Понятие “практическая подготовка”

Давайте начнём с основ. Хотя обучение по охране труда не попадает под лицензируемый вид деятельности, то есть  для обучения в этом направлении лицензия на образовательную деятельность не нужна, я всё равно позволю себе воспользоваться формулировкой из ФЗ № 273 “Об образовании в РФ”, просто потому, что ПП РФ № 2464 не рассказывает нам о том, что такое практическая подготовка? Итак, согласно федеральному закону:

Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Напомню, что ПП РФ № 2464 строго говорит нам, что практическая подготовка должна быть по четырём из пяти программ обучения, представленных в документе, а именно:

  1. оказание первой помощи пострадавшим;
  2. применение (использование) СИЗ;
  3. приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и ОПР;
  4. обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.

Также мы с вами встречаем понятие практической подготовки в обучении по работам на высоте, в ОЗП и других направлениях.

Практика по каждой из этих программ может реализовываться совершенно разными способами.

Полигон

Первый вариант, всеми любимый – ПОЛИГОН. А что такое полигон? Ну, если простыми словами – это ведь всего лишь территория (участок), который содержит материально-технические средства, которые позволят в итоге работнику получить тот самый желаемый навык.

На участке этой территории может быть что угодно. Слово стало очень модным, когда вышел Приказ от 16 ноября 2020 года № 782н “Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте” (ну, может быть, чуточку раньше). И если говорить именно про высоту, когда мы слышим слово “полигон”, все в голове себе рисуют примерно такие картинки (изображения взяты рандомно из сети):

Красиво? Очень! Но всегда ли нужен именно такой полигон? Конечно, нет!

У каждого из вас свои работы на высоте и, соответственно, навыки вашим работникам нужны определённые.

Например, у вас работники ходят и меняют лампочки со стремянкой, высотой 5 метров. Высота? Высота! Риск падения есть? Есть! Учить надо?  Надо! И даже в 782н есть целый раздел под номером 10. Но, поможет ли полигон, как на картинке выше, получить навык, необходимый для выполнения таких работ безопасно? Сомнительно. Всё-таки такого рода конструкции немного для другого обучения. Они крутые, большие, классные, но нужны не всегда. А теперь другая картинка:

Можно ли это помещение назвать полигоном? А почему нет? Надеюсь, вы понимаете к чему я 🙂

Симуляторы

Вариант второй и сейчас, пожалуй, вызывающий больше всего споров – СИМУЛЯТОРЫ. Позволит ли симулятор получить навык? Моё личное мнение: какой-то да, какой-то нет.

Симуляторы интересны, особенно в обучении по тем программам, где реальные технические средства обучения стоят миллионы, например, нефтянка сейчас активно симуляторы использует. Но для меня, как для бывшего преподавателя колледжа, это всё-таки больше прелюдия к реальной практике. Но, закон нам не запрещает на данный момент их использовать для практического обучения.

Тренажёры

Третий вариант – ТРЕНАЖЁРЫ. Думаю, тут я коснусь обучения оказанию первой помощи пострадавшим. В этой области тренажёров всяких разных очень много. От сертифицированных до самодельных. Есть и  “Торсы” (половинки людей), и полноростовые манекены, и для отработки конкретных приёмов (например, Геймлиха), и с “кровопусканием”.  

Но всегда ли они нужны и все ли они нужны? Ведь тоже нет. Объясню свою точку зрения. Представим, что на обучении вы хотите отработать качественно (т.е. чтобы каждый слушатель реально попробовал выполнить каждый пункт программы): СЛР, приём Геймлиха и наложение давящей повязки. Так ли критичен в этом случае для вас именно полноростовой манекен? На мой взгляд, нет. Если он есть – good. Нет – не страшно и не смертельно. Да, есть манекены, которые создают эффект WOW на обучении, появляется пульс, открываются и светятся глаза, имитируют кровотечение и другие интересности, но помните: наличие подобных штучек всегда влияет на конечную стоимость обучения (и тут не важно, учите вы своей комиссией или через УЦ).

Кстати, если вы проводите гос.закупки на обучение, то описание материально-технической базы и фиксирование способов подтверждения её наличия (например, предоставление ТТН) может избавить вас от “бешеных принтеров”, так как у них обычно ничего этого нет и заморачиваться они не станут, но это не точно 🙂

Ради чего всё это написано?

Ради простого вывода:

Выбор конкретных средств и методов практической подготовки должен основываться на анализе рисков и опасностей, существующих на рабочих местах, а также на потребностях работников в приобретении определённых навыков. Необходимо учитывать специфику выполняемых работ и использовать те средства и методы, которые позволят работникам безопасно и эффективно выполнять свои трудовые обязанности.

Не повторяйте всё, что вы видите и слышите вокруг. Думайте, вникайте в процессы, которые вы организовываете.

Практика в обучении по охране труда: зачем нужна и как организовать?

Автор материала
Frangelika

Работаю в группе компаний (9 организаций), которые оказывают разные услуги бизнесу: от сертификации и испытания оборудования до обучения.

Комментарии: 8
HE_COT
4 часа
0

Статья хорошая, по существу, и без воды.
1) Вопрос:

Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.

Откуда это определение?

2) А ГИТ смотрел ваш “полигон”? Были ли вопросы?

У нас высокая тренога для спасения и эвакуации. Поговорил с ГИТ на нейтральной территории в личной беседе, он не назвал НПА который нарушает её использования вместо полигона (планируем начать обучение на группу).

3) Имеете ли лицензию/аккредитацию для обучения по высоте на группу?

Если да, то расскажите как получали.


Из 2334:

п 5 Организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать следующим требованиям:
на праве собственности или ином законном основании тренажеров по отработке сердечно-легочной реанимации, при этом право владения и пользования тренажерами не может быть приобретено на срок менее одного года;

То есть как минимум самый дешёвый ТОРС надо иметь в наличии, однако нигде нет запрета на самодельное изготовление…

HE_COT
4 часа
0

(всё таки накосячил со скриптами, жаль отредактировать нельзя)
4) ещё один вопрос:
Какие виртуальные тренажёры/симуляторы используете?
Если используете, поделитесь впечатлением, отзывами обучаемых (хотя бы в общих чертах).

Регина Полянских
автор
3 часа
1

Определение “Практическая подготовка” взято из ФЗ 273 (статья 2).

ГИТ наш полигон не смотрел. Мы свой полигон не ставили, при необходимости, мы пользуемся двумя (разными) в аренду, куда приводим своего преподавателя.

Имеем и лицензию на обр.деятельность и аккредитацию. Как получали рассказать конечно можно, но там ведь ничего особо сложного вроде нет. У Вас какая-то конкретная сложность возникла?

Виртуальные тренажеры я в своей практике использовала только в колледже. Он касался предмета “Материаловедение”. Но это было давно. Еще в опыте есть конечно игры компьютерные по первой помощи, в целом тоже можно отнести к симуляторам. Лично мне не очень понравилось. От учащихся были разные отзывы, и хорошие и плохие, тут прослеживалась связь с возрастом слушателей. Молодым игрушки заходили лучше, оно и логично. Большинству взрослых не очень, не могли разобраться куда и какие кнопки жать. Но, возможно, просто игра была достаточно сложная технически.

HE_COT
54 минуты
0

Пока нет чёткого понимания, нужна ли лицензия/аккредитация что бы на группу по высоте обучать (для работодателя оказывающего своих, и оказывающего образовательные услуги по высоте и от для соседей).

Регина Полянских
автор
32 минуты
1

Для себя не нужна, для соседей нужна)

HE_COT
23 минуты
0

Не подскажете где посмотреть требования для аккредитации/лицензирования именно по высоте на группу?
Я так понимаю этот процесс не требует подтверждение наличия сертифицированного полигона, или требует?

Регина Полянских
автор
17 минут
0

Все зависит от того, какую вы программу напишите и что выдавать хотите. Например если помимо удостоверения по высоте (которое с фото) вы хотите выдавать еще повышение квалификации, то вам нужна и аккредитация и лицензия на обр. деятельность.
Требования к организациям для аккредитации написаны в ПП РФ 2334.
Для лицензирования так документов побольше: ну начиная со ст.91 ФЗ 273 и Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 (ред. от 20.06.2024) “О лицензировании образовательной деятельности”, а там уже много вытекающего.
Что-то, что другое получить возможно, было бы желание.

Регина Полянских
автор
15 минут
0

Прям именно полигон не требуется (на данный момент времени), но подтвердить наличие материально-технической базы придется, а она может быть очень разной