Но сначала ложка дёгтя предисловие.
Есть мнение, что главенствующий бич охраны труда – это формализм. Если сказать религиозным языком, то первородный грех охраны труда – это лицемерие. Вне зависимости от того, какими словами это оформлено, лично я согласен с данным мнением.
Раньше тоже был формалистом, но потом мне стало скучно. Какой смысл делать работу, в которую ты не вкладываешь никакого смысла? Отработал от звонка до звонка, получил монетку, бросил в кармашек, и скрылся в туман. Если ставить во главу угла деньги, то это скука смертная. Человеком должна двигать идея, а не деньги. Если идея верная, согласуется, то и деньги будут. Это естественный закон.
По моему мнению программа ChatGPT идеально подходит для формальной работы. Можно за пару-тройку минут разработать инструкцию не вникая в суть конкретного рабочего места, трудовых функций конкретного работника, результатов СОУТ и ОПР и т.д. Всё это можно загрузить в ChatGPT и готово.
Более того, можно оформить документ по ГОСТ, с отступами и прочими красотами. Особенно это актуально для тех, кто в резюме указывают себя как опытного пользователя MS Office, а на деле не может сделать титульный лист, потому что не знает, как по обе стороны сделать дату и номер документа. Наблюдал однажды, как офис-менеджер рисовал приказ в Paint, потом вставлял как картинку в Word и только потом отправлял на печать. Но это уже совсем крайний случай. Чаще всего можно встретить просто ужасно оформленный документ с разрывами, разными шрифтами, отступами и пр. Видно, надёргал текст, а как его «причесать» не знает. Но теперь всё это решается в программе ChatGPT.
Формализм излучается подобно радиации, понятно, не только со стороны спецов, но и со стороны заказчика. Со стороны того, кто вроде как должен больше всех заинтересован в безопасных условиях труда. Но это другая грань. Главное ведь не кто-то там, а ты сам. Как сказал бы великий Уильям Шекспир или Лука: «В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем».
На формализм легко купиться, ведь если там не будут читать, то можно и не заморачиваться над содержанием. Если раньше можно было зайти в интернет и скачать инструкцию, поменять шапку и готово, то теперь можно воспользоваться программкой. К слову по причине неприятия формализма наш сайт инструкция-по-охране-труда.рф и был закрыт. Он не приносил никакой ценности ни для нас, ни для пользователя (хотя он об этом, скорее всего, даже не задумывался). Это был сайт куда приходили за халявой, соответственно все предложения, включая рекламу, там не работали в принципе.
Есть и другое явление, которое наблюдаю на себе. Тех, кто пишут при помощи ИИ, я не читаю. От одной мысли «а не прочитать ли мне это», наваливается такая скука, что сразу отпадает какое-либо желание. Просто от одного заголовка смердит пустотой. Но если происходит исключение, то читая ничего не понимаю. Просто гладкий текст с какими-то общими словами и формулировками. Стерильный. Раньше подобные халтурные тексты на бумаге можно было использовать по важному назначению где-нибудь в деревне, а с этим то что делать? На нём даже селёдку не почистить.
Если что, всё это была прелюдия к гвоздю программы – инструкция по охране труда для водителя, которую разработала ChatGPT.
Всё, что я сделал, это загрузил в неё приказ Минтруда России № 772н, Правила по охране труда на автомобильном транспорте и санитарно-эпидемиологические требования МР 2.5.0245 21. Ну и сделал такой запрос:
Разработать инструкцию по охране труда для водителя легкового автомобиля категории B. Оформление инструкции должно соответствовать требованиям приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (текст приказа 772н во вложении – Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-29102021-772n).
Содержание инструкции должно отражать требования Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 871н (текст правил № 871н во вложении – Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-09122020-N-871n).
Содержание инструкции должно отражать требования Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры (МР 2.5.0245-21. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте) (текст Методических рекомендаций во вложении – MR-2.5.0245-21.-2.5.-Gigiena-i-epidemiologiya-na-transporte.-Metodicheskie-rekomendatsii-po-obespecheniyu-sanitarno-epidemiologicheskih-trebovanij-k-otdelnym-vidam-transporta).
Далее программа предлагала внести всякие улучшения, вроде как отформатировать текст по ГОСТ такому-то добавить лист ознакомления и пр. То есть, если запрос изначально задать со всем хотелками, то меньше уточняющих действий придётся делать. Но это не точно.
В итоге получилось это чудо. Ссылка на скачивание данной инструкции в формате docx будет в конце. Вдруг кому из формалистов понравится, а тут уже готовая инструкция.
- Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля категории B
- 1. Общие требования охраны труда
- 2. Требования охраны труда перед началом работы
- 3. Требования охраны труда во время работы
- 3.1. Общие требования безопасности
- 3.2. Требования при посадке, высадке и перевозке пассажиров
- 3.3. Требования безопасности при остановке и стоянке
- 3.4. Санитарно‑эпидемиологические требования
- 4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
- 5. Требования охраны труда по окончании работы
- 6. Заключительные положения
Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля категории B
(Разработана в соответствии с приказом Минтруда России № 772н, требованиями Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтруда № 871н, и санитарно-эпидемиологическими требованиями МР 2.5.0245‑21)
1. Общие требования охраны труда
1.1. Инструкция устанавливает требования охраны труда, обязательные для исполнения водителем легкового автомобиля категории B (далее — водитель) при выполнении трудовых обязанностей.
1.2. К самостоятельной работе допускаются лица:
- достигшие 18 лет;
- прошедшие предварительный медицинский осмотр и периодические осмотры;
- имеющие действующее водительское удостоверение категории B;
- прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда, инструктажи (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой).
1.3. На водителя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся транспортные средства;
- неблагоприятные метеоусловия;
- повышенная загазованность, запыленность воздуха;
- шум и вибрация;
- неудовлетворительное состояние дорожного покрытия;
- физические и психоэмоциональные перегрузки;
- риск дорожно‑транспортных происшествий;
- биологические факторы (риск заражения инфекциями при контакте с пассажирами, оборудованием).
1.4. Водитель обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- использовать выданные средства индивидуальной защиты (СИЗ) по назначению;
- выполнять требования личной гигиены и санитарно‑эпидемиологические нормы;
- немедленно сообщать руководителю о неисправностях транспортного средства, приспособлений, оборудования, средства связи, о травмах и аварийных ситуациях.
1.5. Водителю запрещается:
- выполнять работу в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- управлять транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
- перевозить посторонних лиц без разрешения работодателя.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед выездом водитель должен:
- пройти предрейсовый медицинский осмотр (при наличии соответствующего порядка у работодателя);
- получить задание (путевой лист), маршрут и указания по безопасному выполнению работы;
- пройти предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.
2.2. Водитель обязан убедиться в исправности:
- тормозной системы (включая стояночный тормоз);
- рулевого управления;
- световой и звуковой сигнализации;
- стеклоочистителей и омывателей;
- шин (соответствие давлению, отсутствие повреждений);
- ремней безопасности;
- зеркал заднего вида;
- систем отопления и вентиляции.
2.3. Проверить наличие и комплектность:
- аптечки первой помощи;
- огнетушителя;
- знака аварийной остановки;
- инструментов и домкрата;
- противооткатных упоров.
2.4. В зимнее время необходимо очистить автомобиль от снега и льда, обеспечить обзорность и безопасное движение.
2.5. Проветрить салон автомобиля. При необходимости — выполнить дезинфекцию контактных поверхностей в соответствии с санитарно‑эпидемиологическими требованиями.
2.6. Запрещается начинать движение при наличии запаха топлива, посторонних шумов, признаков перегрева, неисправности освещения или сигнализации.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Общие требования безопасности
3.1.1. Водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения, скоростные режимы и меры предосторожности, учитывать дорожные и метеорологические условия.
3.1.2. При управлении транспортным средством водитель обязан:
- пристегнуть ремень безопасности;
- обеспечить правильную посадку и комфортное положение в кресле;
- не отвлекаться на использование мобильных устройств — применять hands‑free при необходимости;
- соблюдать дистанцию и боковой интервал.
3.1.3. Водителю запрещается:
- управлять автомобилем при ухудшении самочувствия;
- резко тормозить и маневрировать без необходимости;
- перевозить грузы, влияющие на устойчивость автомобиля, без специальных средств фиксации;
- перевозить пассажиров сверх установленного количества.
3.2. Требования при посадке, высадке и перевозке пассажиров
3.2.1. Посадка и высадка пассажиров должны выполняться только со стороны тротуара или обочины, безопасной для движения.
3.2.2. Водитель обязан обеспечить:
- фиксацию ремней безопасности пассажиров;
- безопасное размещение багажа и предметов в салоне.
3.3. Требования безопасности при остановке и стоянке
3.3.1. Остановка допускается только в разрешённых местах.
3.3.2. При вынужденной остановке вне населённых пунктов водитель обязан:
- включить аварийную сигнализацию;
- установить знак аварийной остановки на расстоянии, установленном ПДД;
- принять меры для предотвращения наезда.
3.4. Санитарно‑эпидемиологические требования
3.4.1. В соответствии с МР 2.5.0245‑21 водитель обязан:
- поддерживать чистоту салона и водительского места;
- регулярно проветривать салон и включать систему вентиляции;
- при необходимости применять кожные антисептики, СИЗ органов дыхания и перчатки;
- избегать совместного использования предметов с пассажирами.
3.4.2. В случае перевозки работников или пассажиров — соблюдать требования по минимизации контактов, регулярной обработке контактных поверхностей, своевременной утилизации отходов.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности:
- остановиться в безопасном месте;
- включить аварийную световую сигнализацию;
- установить знак аварийной остановки;
- сообщить руководителю или диспетчеру.
4.2. При дорожно‑транспортном происшествии:
- обеспечить безопасность на месте аварии;
- вызвать экстренные службы;
- оказать первую помощь пострадавшим в пределах своих компетенций;
- не покидать место ДТП до прибытия сотрудников полиции.
4.3. При возгорании:
- остановить автомобиль;
- выключить зажигание;
- использовать огнетушитель;
- при невозможности тушения — отойти на безопасное расстояние.
4.4. При ухудшении самочувствия или признаках заболевания:
- остановить транспортное средство;
- сообщить работодателю;
- при необходимости обратиться в медицинскую организацию.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. При завершении смены водитель обязан:
- припарковать автомобиль в установленном месте;
- заглушить двигатель, отключить электрооборудование;
- затянуть стояночный тормоз и установить противооткатные упоры при необходимости;
- закрыть окна, двери и багажное отделение.
5.2. Передать руководителю:
- информацию о неисправностях и повреждениях;
- путевой лист и сопроводительную документацию.
5.3. Убрать личные вещи из салона, обеспечить чистоту рабочего места.
5.4. При необходимости выполнить санитарную обработку салона.
6. Заключительные положения
6.1. Водитель должен соблюдать настоящую инструкцию, а также требования локальных нормативных актов работодателя.
6.2. Нарушение требований инструкции рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
6.3. Инструкция подлежит пересмотру не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении законодательства, технологий или условий труда.
Скачать Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля (.docx)



Коллеги, относитесь к ИИ, как к инструменту. Это математический “алгоритм”, и ничего более. Предположим, что Ваша задача считать мешки с мукой на мельнице. Кто лучше справиться с задачей? Счетовод со счётами или с калькулятором? Конечно если Вы в уме делаете любые вычисления с многочленами, то – “РЕСПЕКТ и УВАЖУХА”, но место Вам точно не счетоводом на мельнице. Как-то вот так, я думаю.
После встречи на БИОТе с представителями одного из крупных институтов узнала, что у них есть программа (с ИИ), которая позволяет составить инструкции, и рассчитать профессиональные риски. Вчера поигралась (извините, другого слова не подобрать). Инструкции ни о чем от слова совсем, но интересно рассчитывать риски, и допускаю, что при максимальном забросе информации, он тебе выдаст вариант, который после причесывания можно даже использовать (самый прикол, что туда для анализа можно фотку рабочего места закинуть, он и ее просмотрит). Но по факту платить за такое деньги вообще не вызывает желания. Кому интересно, ссылку на почту могу скинуть.
Пока тяжко разбираться с редактированием комментариев, поэтому добавлю. В моем понимании, быстрее сделать это самому все, чем потратить время на общение с ИИ, потом все проверять и все равно в удобоваримый вид переделывать.
Вера, скиньте, пожалуйста на почту “reutova@spec.help”
В век технологий и ИИ, большинство не имеет навыков работы с этим. Из этого большинства нашлись наиболее смекалистые, которые уже без ИИ как без воздуха. Но, в экспертной среде это скрыть не выйдет.
Инструкция прекрасна (сарказм).
Докопаться можно даже не вчитываясь:
Например не ясно, когда конкретно возникает необходимость для уборки салона в ней не написано, значит водитель может вообще не напрягаться (или ждать особого распоряжения руководства).
С ИОТами есть проблема, большие объёмы никто не хочет читать, но если не расписывать подробности по некоторым процедурам, то непонятно что конкретно и когда следует делать.
А если попробовать использовать ИИ для создания памяток (для раздачи на руки) которые простым языком доносили бы до работника основные аспекты изложенные в ИОТ?
Я ещё не работал с чатом ЖеПиТу.
Он прям документ ворд редактировать может?
Со всякими отступами и прочим?
Может тогда имеет смысл использовать его чисто для оформления документа (когда из-за глюков всякие там границы уезжают и их вернуть не получается)?
Статья через ИИ – это уже понятно и даже как-то привычно (не приятно, но в потоке их много).
Куда хуже, когда люди в личку мне пишут через ИИ. Вообще ноль эмоций, чистый идеальный текст – вот это меня на данном этапе накаляет. Не хочу отвечать, максимум смайликами лайк/дизлайк (да/нет).
Вот это я считаю вершиной неуважения. Мне оно и не надо, у меня нет завышенного ЧСВ, но и унижаться до того, чтобы выдавать эмоции тексту через ИИ – не буду.
Кажется я подозреваю о ком вы. Доказать это конечно же нереально, но есть что то подозрительное. Особенно если писанина от одного и того же человека очень различается. В одном месте он 2х слов связать не может. В другом у него хохмы и древнерусские каламбуры. В третьем его слова сразу в докторскую диссертацию копировать можно. В четвертом его слова не сходятся с предыдущими словами.
Мрачный ад, короче 🙂
Не, ну а чо как говорится))) Норм инструкция… Из рубрики “и так пойдет” и “авось проканает”
Зачот!!!