«Всё что не оцифровано, будет оцифровано. Что оцифровано, то будет оптимизировано и автоматизировано и потеряет свою ценность». В. Язев
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Это мой первый пост – и разрешите представиться, Владимир Язев. Почти 30 лет отдал служению Отчизне в области ликвидации, обеспечения и контроля за пожарной безопасностью. По достижении предельного возрастав в 45 лет, министром МЧС – Пучковым, в ту пору как и все “предельщики”, был отправлен в отставку и столкнулся с “реалиями” выживания вне службы. Имея троих детей, двум младшим из которых исполнился год и три “окунулся” в реальный мир бизнеса и власти денег. Об этом напишу обязательно отдельную историю, а сейчас мой пост об “Искусственном интеллекте”: изучении и применением его в моей практике.
Собственно, 26.11.2025 через поисковик с запросом “ИИ в охране труда”, попал к вам в “ЛИЦА” на статью автора @lozhkovrd “Искусственный интеллект в охране труда и производственной безопасности: где польза, где опасная иллюзия”. Прочитал данный пост и хочу поделиться своим опытом из практики. Думаю, данный пост или дальнейшие посты (как пойдёт) будут вам интересны и вы, применив это на практике, дадите обратную как положительную, так и отрицательную связь. За что заранее вам признателен.
Итак, из заголовка можно понять мой посыл, что с развитием бизнеса, цифровизация, оптимизация и автоматизация всё сильней будет входить во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в области безопасности…
Моё знакомство с ИИ
Я с ИИ познакомился в период “пандемии”. Это был визуализатор текста в картинки (Миджорни), эффект был “ВАУ”. Наигравшись вдоволь, закономерно встал вопрос: а что на практике? И появлялись различные изображения по тематике, среднего качества по сегодняшним меркам.
Потом появилась генерация видео и создание цифровых аватаров. Появилась идея и частичная её реализация – “ИИ инструктор”. Но то, что можно делать в LLM (текстовых) моделях с промтами!!! Коллеги – это реальный прорыв и разрыв мозга… А вопрос автоматизации снимает и разгружает по многим вопросам, по разным направлениям и сферам деятельности… от написания текстов и статей – до анализа проектной документации с расчётами и составления ТЗ со сметами.
Соответственно существуют определённые риски и “грабли”, на которые приходится наступать, но сегодня я не об этом.
Анализ постов в проекте “Лица”
Мои действия сводились к следующему: я попросил языковую модель ИИ проанализировать посты в данной группе “ЛИЦА” из подраздела “ОБУЧЕНИЕ” и (далее -промпт):
Как аналитик и высококлассный специалист и профессионал с большим опытом работы по безопасным приёмам и методам работы на производстве, который выдаёт свои чёткие и аргументированные предположения по представляемой далее мной информации, проанализируй информацию и сделай короткие, но структурированные выводы по тексту. Выводы должны быть понятны специалистам и руководителям и форматироваться в соответствующие посты и статьи в интернете от моего имени. Далее ответ от ИИ:
Коллеги, приветствую. Проанализировал массив информации, касающийся современных болей, трендов и методологий в нашей сфере. Материал обширный — от изменений в пожарной безопасности до психологии влияния на рабочих.
Как практик с опытом, я структурировал это в 5 ключевых смысловых блоков. Это готовые выводы, которые можно использовать для формирования стратегии или публикации в профессиональных сообществах.
Трансформация обучения: от «галочки» к навыку
Суть: традиционные инструктажи мертвы. Если мы продолжаем просто «зачитывать» инструкции, мы сами плодим травматизм.
Проблема: формализм порождает низкую вовлечённость. Работники воспринимают инструктаж, как бюрократическую повинность, а не как инструмент выживания.
Решение: внедрение роли «Организатора обучения». Это не просто СОТ – это методист, использующий андрагогику (обучение взрослых).
Инструменты: геймификация (игры «найди опасность»), разбор реальных кейсов, VR-тренажёры и интерактив. Обучение должно быть наглядным и практическим.
Вывод: если работник не понял, зачем ему это (кроме «чтобы не оштрафовали»), обучение провалено. Нужна кастомизация программ под конкретные риски предприятия, а не копипаст из интернета.
Пожарная безопасность: смена парадигмы (Приказ №1120)
Суть: эпоха «корочек» ПТМ (пожарно-технического минимума) закончилась. Наступила эра профстандартов.
Квалификация: обучение в учебных центрах теперь требует соответствия профстандарту «Специалист по пожарной профилактике». Старые удостоверения без профильного образования (или переподготовки) — юридически ничтожны.
Инструктажи: программы инструктажей теперь утверждаются внутри организации. Вводный — для всех один, первичный — зависит от условий труда и пожарного отсека (не от должности, а от локации и специфики).
Практика: практическая отработка обязательна. Если нельзя жечь костры — используем VR и тренажёры.
Культура безопасности и психология ошибок
Суть: «Охота на ведьм» убивает безопасность. Наказание за ошибку заставляет скрывать риски, а не устранять их.
Культура ошибок: мы должны перейти от карательной системы к культуре «Чёрного ящика» (анализ причин, а не поиск виновного). Ошибка — это сигнал о сбое в системе, а не повод для расправы.
Уровни зрелости: большинство компаний застряли на реактивном уровне («правила как угроза»). Цель — партнёрство, где безопасность — это здравый смысл, а не навязанная сверху блажь.
Война с правилами: «писатели» инструкций и «исполнители» часто живут в разных мирах. Чтобы победить сопротивление, нужно использовать «Окно Овертона» и вовлекать лидеров мнений (рабочих) в выбор СИЗ и разработку правил.
Цифровизация (LMS) и реальность
Суть: цифра — это усилитель. Если бардак оцифровать, получится оцифрованный бардак.
Критерии успеха: LMS (системы управления обучением) работают только там, где уже отлажены очные процессы.
Сопротивление: линейный персонал саботирует «цифру», если не видит в ней пользы для себя (экономия времени, удобство).
Интеграция: идеальная LMS должна быть частью экосистемы (связка с HR, СКУД, производственными задачами), а не висеть в вакууме.
Личная эффективность СОТа: выгорание и бюрократия
Суть: специалист по ОТ — это не только инженер, это дипломат, психолог и юрист в одном лице.
Выгорание: мы работаем в зоне постоянного негатива и ответственности за чужие жизни. Чтобы не сгореть, нужно жёстко разделять работу и дом, использовать чек-листы и не брать на себя ответственность за саботаж руководства («правило лодки»).
Война с юристами: согласование документов может длиться вечно. Тактика победы: требовать письменного обоснования правок со ссылками на НПА, использовать протоколы разногласий и личные встречи. Не позволять «выхолащивать» суть процедур.
Выбор: если компания системно игнорирует безопасность (реактивный уровень) и не хочет меняться — уход профессионала оттуда не слабость, а сохранение квалификации и нервов.
Резюме
Если интересно, готов продолжать в том же духе, основываясь на Ваших отзывах и комментариях. Жду предложений по тематикам. Имею большие наработки и багаж знаний в области применения ИИ. Надеюсь с Вашей помощью и опытом мы найдём ИИ достойное место в области безопасности.
С уважением, Владимир.

Автор материала
jazevvladimir
«Найти бы равновесное состояние, когда победа – не главное и нет проигравших» (Джон Нэш)


Я просто хочу уточнить, можно?
В названии статьи вы говорите про автоматизацию и прочие красивые слова за счет IT.
А все что вы нам показали, это то, как бездарно ИИ перечитал написанные людьми статьи и сократил их до такой степени, что скорее навредил, чем помог?)
а вы жёсткая
сочту это за комплимент 🙂
Думаете аватарка автора случайность? ИИи так сойдёт!)
Я просто на всякий случай сообщу о “Пожарная безопасность: смена парадигмы (Приказ №1120)”:
Эпоха ПТМ закончилась не с 1120, а с появлением Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 взамен Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390
Из п.3 ПТМ заменился на “дополнительные профессиональные программы”
Эра профстандартов не наступила, а закончилась с массовым упразднением государственных и муниципальных унитарных предприятий и настал сплошной капитализм, малый, средний и крупный бизнес и профстандарт начал распространяться только на должности, которым полагаются льготы от государства. О чём уведомил Минтруд в письме от от 10.02.2016 “О применении профессиональных стандартов в сфере труда”
Программа повышения квалификации ничего не требует и содержание программы определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (п. 4 Приказ МЧС РФ от 05.09.2021 N 596). Старые удостоверения продолжают действовать в течение срока установленного обучающей организацией
Программы инструктажей всегда утверждались внутри организации. Любые ЛНА утверждаются внутри организации. Вводный – со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу. Первичный \ повторный – для всех, кто прошёл вводный и не зависит от “условий труда”. (Приложение N 2 к приказу МЧС России от 16 декабря 2024 г. N 1120)
Практическая отработка была обязательна и до вступления в силу Приказа №1120. (п.3 Приказ МЧС РФ от 18.11.2021 N 806)
VR относится к электронному обучению (дистанционной образовательной технологией) и информация о возможности ей применения содержится только для теоретической части, но не практической (п. 18 Приказ МЧС РФ от 16.12.2024 N 1120)