Огнетушитель для автомобиля

Как не прогадать с выбором огнетушителя и потратить денежку с умом?
огнетушитель для автомобиля

Огнетушитель лежит в багажнике, мирно покрываясь пылью. Вы купили его для “галочки”, чтобы пройти техосмотр. Но что, если однажды он будет единственным помощником и окажется бесполезным? В данной статье я собрал нормативные требования по части оснащения автомобилей огнетушителями и собственные рассуждения о том, как выбирать огнетушители не для “галочки”, а с умом.

Нормативные требования

В нашей нормативке имеется следующий стандарт – ГОСТ 33997-2016 Колёсные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (действует с 01.02.2018 г., а с 01.08.2025 к нему введено в действие изменение № 1).

В части нас интересующей, этот ГОСТ распространяется на колёсные транспортные средства категорий L, М, N и О, эксплуатируемые на автомобильных дорогах (далее – КТС). Категории КТС определены “Сводной резолюцией о конструкции транспортных средств (СР.3) (пересмотр 6)”, утверждённой ООН и такая же классификация в ТР ТС 018/2011 “О безопасности колёсных транспортных средств”. Я вам скажу, что там немаленький перечень с категориями и подкатегориями, поэтому далее по тексту я дам расшифровку что за КТС имеется в виду в указанной категории там, где это связано с огнетушителями, остальное не трогаю.

Количество огнетушителей

В разделе 4.11 Требования к комплектности транспортных средств по ГОСТ 33997-2016, указано следующее:

а) КТС категории М1, должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем емкостью не менее 1 л.

КСТ М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (п.2.2.1 резолюции)

Требования по типу огнетушителя не приводятся.

б) КТС категории М2, М3 и N не менее чем одним огнетушителем ёмкостью не менее 2 л.

КТС М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, и максимальная масса которых не превышает 5 т.

КТС М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, и максимальная масса которых превышает 5 т.

КТС N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки грузов (*есть подкатегории N1, N2, N3)

Требования по типу огнетушителя также не приводятся.

Места размещения огнетушителей

К указанным категориям КТС, есть ещё и требования к размещению огнетушителя. Общая формулировка – размещать в легкодоступном месте.

У КТС М2 и М3 огнетушитель должен размещаться поблизости от рабочего места водителя. В данном случае под “рабочим” следует понимать то пространство где располагается:

  • сиденье водителя;
  • органы управления ТС;
  • приборы и индикаторы;
  • органы управления системами, с помощью которых поддерживаются благоприятные условия деятельности водителя и передаётся информация другим участникам движения.

То есть, огнетушитель может быть размещён в пределах этой зоны (например под сиденьем или на задней стенке за сиденьем водителя).

Также, есть дополнительное требование, в части двухэтажных КТС (категория при этом не указывается). В таких КТС, должен размещаться дополнительный огнетушитель на втором этаже, а это уже 2 огнетушителя с объёмом не менее 2 л. Если в КТС предусмотрены приспособления для крепления огнетушителей, то они закрепляются согласно эксплуатационной документации КТС.

Перевозка опасных грузов

Есть ещё дополнительные требования для КТС, предназначенных для перевозки опасных грузов. Такие КТС должны комплектоваться переносными огнетушителями количеством и ёмкостью, не менее следующих значений (п. 4.20.7 ГОСТ 33997-2016):

а) КТС технически допустимой максимальной массой более 7,5 т – не менее чем одним огнетушителем ёмкостью не менее 12 кг или двумя огнетушителями ёмкостью каждого не менее 6 кг;

б) КТС технически допустимой максимальной массой от 3,5 т до 7,5 т – не менее чем одним огнетушителем минимальной совокупной ёмкостью 8 кг или двумя огнетушителями, из которых один ёмкостью не менее 6 кг;

в) КТС технически допустимой максимальной массой менее 3,5 т – одним или более огнетушителями общей ёмкостью не менее 4 кг;

г) КТС для перевозки ограниченного количества опасных грузов в упаковках – одним огнетушителем ёмкостью не менее 2 кг, пригодным для тушения пожара в двигателе или кабине КТС;

д) автоцистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов – не менее чем двумя огнетушителями ёмкостью не менее 6 кг каждый, один из которых размещён на прицепе-цистерне (полуприцепе-цистерне);

е) при наличии на КТС системы автоматического пожаротушения двигателя допускается применение переносного огнетушителя, не приспособленного для тушения пожара в двигателе.

В этом пункте обратите внимание, что КТС представлены не по буквенным категориям, как мы обсудили выше по тексту, а в зависимости от их массы и специфики перевозки опасного груза. Ну, то есть, всё конечно, подходит под категории, только шиворот на выворот. Тоже самое написано и в ТР ТС 018/2011, только в Техрегламенте есть вот что:

  • в автобусе должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя (п.1.16.2.15 приложения № 6 к ТР ТС 018/2011);
  • автоцистерна должна иметь два порошковых огнетушителя вместимостью не менее 5 л каждый (п.1.18.5 приложения № 6 к ТР ТС 018/2011);
  • оперативно-служебные транспортные средства для перевозки лиц, находящихся под стражей, должны комплектоваться огнетушителями – один в зоне, досягаемой с рабочего места водителя, ёмкостью не менее 2 л, другой (другие) – в помещении конвоя, суммарной емкостью не менее 5 л (п.1.21.4.1 приложения № 6 к ТР ТС 018/2011).

Фу-ух..ну вроде как закончили с нормативкой по оснащению.

Что по учёту наличия, ТО, ремонта и перезарядки?

Нет требований никаких, от слова “совсем”. Это касается именно нормативки пожарной безопасности. Допускаю, что могут быть отдельные постановления, распоряжения или что-то ещё на региональном уровне, в рамках отраслевых норм и правил или нормативов иных ведомств (кроме МЧС), либо это уже утверждённый процесс внутри крупных государственных учреждений, связанных с эксплуатацией транспортных средств (автобусные /троллейбусные парки, учреждения благоустройства города, силовые ведомства, скорая помощь, строительно-монтажные и ремонтные организации и т.п.).

Однако, хочу вам показать нюанс. В Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, ч. 15 ст. 2), утверждено следующее определение:

Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре

А в Правилах противопожарного режима в РФ (ПП РФ от 16.09.2020 г. № 1479, п. 60), прописано вот так:

Руководитель организации обеспечивает объект защиты пригодными к эксплуатации первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

То есть как будто получается, что требования общего характера есть, а вот документа (именно “пожарного документа”), как исполнять эти требования, – нет. И если с оснащением КТС, мы вроде как более-менее разобрались или хотя бы ознакомились, то вот об учёте и прочих эксплуатационных делах всё также ни слова.

В качестве рекомендации и не более. Если вы работаете с транспортными средствами и всё-таки желаете организовать учет и ТО огнетушителей, то используйте положения и формы документов из ГОСТ Р 59641-2021, а лучше СП 9.13130.2009, и вообще фиолетово что он отменён. Вы же будете свой ЛНА создавать на добровольном начале, а не во исполнение какого-то НПА или НД. Я больше склоняюсь к СП, так как он всё же был более продуман.

Выбор огнетушителя. Позиция здравого смысла и оценки риска

По статистике, машина сгорает за 4 – 6 минут. Полностью. Для грузовых, думаю будет пару-тройку минут больше, чисто из-за того, что они просто больше размером.

Что мы имеем в качестве защиты, если следовать по нормам? Максимум 2-х литровый огнетушитель. Время подачи огнетушащего вещества  – 6 секунд (по паспорту пишут “не менее”). И если он кончился, а огонь ещё горит, то можно прощаться с машиной наверно в 99% случаев. Вот и думайте.

Чтобы дальше уже не растягивать и без того мой объёмный опус, давайте перейдём к позиции здравого смысла. И это не только про огнетушитель.

  1. Прежде чем выбрать огнетушитель, задумайтесь: вы точно знаете и умеете им пользоваться, причём не важно какого он типа? Действия по тушению пожара требуют подготовки как теоретической так и практической (элементарно знать, с какой стороны подходить к огню на открытом воздухе, про то, как может “пыхнуть” при резком притоке кислорода и т.д.).
  2. Также задумайтесь, ваше физическое и психологическое состояние позволяет вам действовать? Даже молодые люди могут иметь проблемы со здоровьем и им противопоказано поднимать тяжёлое. Не говоря уж про активные действия в стрессовой ситуации.
  3. На всё про всё МИНУТА, это прям самый максимум. Ваши действия и время:
    • 0-20 секунд: остановка (максимально безопасно насколько возможно), выключение зажигания, дернуть рычаг открытия капота, разблокировать замки.

    • 20-40 секунд: выйти из машины, открыть багажник, открепить огнетушитель (или достать из органайзера).

    • 40-60 секунд: возврат к капоту, тушение.

  4. Если у нас есть около 15-20 секунд на тушение, то ОП-2 со своими 6 секундами… тут в принципе бесполезен (часть порошка ещё на воздух уйдёт при сильном ветре).
  5. За это время, вы не успеете позвонить в пожарную охрану и сообщить подробно, где вы находитесь, либо успеете, но дадите огню фору, что нивелирует ваши попытки тушения. Поэтому, звонить надо либо сразу и ждать или сначала предпринять попытку, а затем уже звонить, если не получилось (машина всё равно сгорит).

Если вы на первые два вопроса ответили утвердительно (а это очень важно), то выбирайте из порошковых, воздушно-пенных или воздушно-эмульсионных огнетушителей (два последних будут дороже, но более  эффективны). Они наиболее универсальны по тушению различных классов пожара (тушат пожары классов А, В, С, Е).

Например ОП-4, ОВП-4 или ОВЭ-4 или такие же с индексом 5 (это литры). Продолжительность подачи огнетушащего вещества у них не менее 10 секунд и в соотношении со своей массой, наиболее оптимальны для среднестатистического человека. 4 секунды… много это или мало, но на пожаре могут показаться вечностью и грех не использовать это преимущество.

Про углекислотные огнетушители скажу следующее: 

1. Не предназначен для тушения пожаров класса А.

2. Не так удобен в ограниченных пространствах (вот как раз под капотом) из-за своего раструба, который при этом голой рукой трогать нельзя, иначе получите ледяной ожог (температура углекислоты на выходе достигает -72 градуса по Цельсию).

3. Тяжелее своих “коллег”. Для примера ОП-5 с зарядом весит 6,4 кг, а ОУ-3 – 10,5 кг.

Минусы всё-таки существенные, поэтому к приобретению для защиты автомобиля не рекомендую.

Для грузовых машин, больших автобусов или спецтехники я бы выбирал того же типа огнетушители, только с индексом 8. Только это существенно больший объём, который в два раза тяжелее нести и, соответственно, применять, а это и так усложняет и без того трудный доступ в моторный отсек грузовика или под его кабину. Для таких категорий транспорта, наверное, собственникам проще страховать от пожара технику, чем направлять на обучение тушению водителей. Про «Газели» всяких торгашей я молчу… Там баллоны с газом… Даже не советую думать о тушении.

Если на первые два вопроса вы ответили отрицательно, то лучше задумайтесь о спасении своих вещей (сумка, куртка (я вот, например, снимаю её зимой за рулем)) и прочего ценного).

Ещё более важно, если вы в машине не в одиночку. Здесь в первую очередь следует озаботиться безопасностью пассажиров (особенно если это маленький ребёнок в детском кресле, я как новоиспеченный отец сейчас очень много думаю о безопасности ребёнка в случае чего и готовлюсь к разным ситуациям не только на дороге), по возможности оперативно разделить обязанности, что кто-то уже из пассажиров вне машины начинает звонить в пожарную охрану, а вы уже побежали за огнетушителем. Продумайте процесс эвакуации пассажиров заранее и держите его в голове всегда.

Выводы

Подумайте 100 раз о том, стоит ли вообще начинать тушение своего железного коня, что вам дороже: своя жизнь или это механическое чудо? Особенно если вы не одни в машине. Но если готовы и всё осознаете, то для выбора огнетушителя запомните такую схему:

Вы сможете его поднять и применить → он универсален в тушении различных пожаров → его можно удобно разместить в машине с оперативным доступом к нему

Получилось объёмно, возможно, местами сумбурно, и поэтому я готов к вашим комментариям для обсуждения. В завершении привожу статистику, которую собрал для статьи. Выбор большинства, это как раз то, что минимально требуется по нормам, но вероятней всего не спасёт ситуацию. Но это можно сказать и про огнетушители большего объёма, так как успех зависит далеко не от них.

 

Огнетушитель для автомобиля

Автор материала
Константин Прокшиц

Пожарный специалист на всю голову.

Комментарии: 32
Иван
3 дня
2

Немаловажный и даже я бы сказал основной фактор при выборе огнетушителя для авто это температура его хранения и тут ОП вне конкуренции. ОВП и ОВЭ в зимнем исполнении не так универсальны. Россия страна большая и холодная.

Константин Прокшиц
0

Да, тоже немаловажный фактор.

Наталия
6 дней
2

Лежит для галочки.
Я лично в эту историю не полезу.
Каско в помощь.

ПыСы планируем строить дом, в бойлерную и баню планирую купить самосрабатываюшие шары

Константин Прокшиц
автор
6 дней
0

Разумный подход про каско.
Про шары..рассмотрите их аналог «таблетки» на липучке, но их должно быть поболее одного, так как они не очень эффективные. Много летит мимо, это больше для шкафов электрических небольших и подобных мест, где замкнутый объем

Анна
8 дней
1

Статья просто требовала, чтоб ее написали- буквально на следующий день после опубликования статьи тут ко мне на работе подошел сотрудник с консультацией на эту же тему, ибо маленький огнетушитель “по правилам” сотрудника смущал. В итоге консультация сотрудника перешла в ролевую тренировку “потуши машину” . Без тушения, но с подбором переносимого и удобного сотруднику обьема огнетушителя.

Константин Прокшиц
автор
8 дней
0

Очень классно что так совпало! За тренировку лайк!

maks_ugozs
11 дней
0

Воздушно-эмульсионный огнетушитель Bontel

Олег
11 дней
2

Хорошая статья. Много полезного. Единственное, я бы добавил ссылку на приложение В отмененного СП9. Там есть полезная информация и рекомендации.

Константин Прокшиц
автор
11 дней
1

Благодарю за оценку!

По приложению В. Я его приводил в ответе на форуме совсем недавно, но в статье не стал вносить сумятицу, т.к. документ отменен, а непосвященных людей это может запутать вместе с ГОСТом и ТР ТС.

Анна
12 дней
2

Спасибо за статью!
Не так уж и сумбурно)))
Закупили на свой грузовой автопарк ОП-4. Да, они тяжёлые и объемные, но когда горел прицеп, то парочка ОП-4 прекрасно справились.
А вот огнетушители, которые идут в комплекте с машиной, реально 2 кг и не внушают доверия.

Константин Прокшиц
автор
12 дней
0

Рад, что вам понравилось.
А что стало причиной пожара в прицепе и что горело внутри?

Две вещи остались мне непонятными.
1. Откуда таки взялась норма 2 кг.

2. Как сэкономить на огнетушителе в тачку?

Константин Прокшиц
автор
12 дней
2

1. Не задавался этим вопросом в рамках статьи. Попробую предположить что искали «золотую середину» между эффективностью и компактностью. Вот и определили 2 литра.

2. Непосредственно об экономии я не рассуждал. Суть заключалась в трате денег с умом. То есть не купить бесполезную зрень за 500 рублей, которая вообще никак не спасет, а потратить чуть больше, но уже в эффективное средство (в умелых руках разумеется).

Инвестиция в безопасность, скажем так, а не в пустое место.

Илья
9 дней
1

На второй вопрос вот тебе ответ.
Мы имеем следующие вводные:
– самые дешевые огнетушители, способные эффективно тушить машину – порошковые (ОП);
– действительно эффективное тушение огнетушителем возможно при объеме не менее 4 литров.
Идём на маркетплейсы, и смотрим цену ОП-4:
– 832 рублей на “ВИ” от “Огнеборца” (про производителя ничего не скажу);
– 849 рублей на “ВИ” от “Ярпожинвеста” (около 10-15% брака);
– 879 рублей на “ВИ” от “РИФ” (брака чуть меньше чем у ЯПИ).

Если ты хочешь огнетушитель “чтоб был, да ещё и покомпактнее”, то двухлитровый порошковый стоит ~450 рублей. Но для эффективного тушения им ты должен быть меткий, как ворошиловский стрелок и быстрый, как размножающийся кролик.

MayDay
9 дней
0

“должен быть меткий, как ворошиловский стрелок и быстрый, как размножающийся кролик.”

Ну или хотя бы не ждать пока проводка сгниёт

Олег
3 дня
0

“1. Откуда таки взялась норма 2 кг.”
Если норматив, то это было в отмененном СП9 приложение В.
Если как определялась эта рекомендация. То ту все не так просто и однозначно. Раньше, до введения норм обеспечения огнетушителями по рангам пожаров были таблицы замен. То есть пожарные прекрасно понимали, что далеко не каждый может воспользоваться тяжелым огнетушителем. Ну поставите вы себе ОП-5 весом 6,5 кг. А сможете вы с этим весом работать? Поэтому уменьшали до предела.
Сей час с переходом на ранги и отменой СП9 возможно нам всем придется увеличить размеры огнетушителей в авто.

MayDay
12 дней
1

Интересное голосование. Про то что 76% проголосовало за порошковый это без вопросов. Но кто голосовал за углекислотный, видимо, вообще не заморачивались. А их аж 20%.
Капот открывать в машине при пожарище категорически запрещено. Об этом МЧС каждый раз не забывает напоминать прям крупными буквами
https://48.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/2749460
У углекислотного всегда раструб. Как этот конус просунуть в щель закрытого капота? Да никак. И тем не менее 20% проголосвали. Ну штош. Единогласно назначаем эти 20% “не заморачивающимися”

Константин Прокшиц
автор
12 дней
0

Много нюансов и с капотом и в целом. Я видел, когда слабое горение, то капот открыть можно (только осторожно), в виду горения чего-то в виде пластика или изоляции, приток кислорода видимо не стал существенными интенсификатором. Как итог – открыли, залили (тушили водовозкой или какашковозкой, последнее что видел, илососом тушили).

MayDay
12 дней
1

А на главном сайте МЧС, тоже намекают что надо капот просто “приоткрыть” , но речи вообще нет о ОУ и ОП. Предложено только залить в щель пены и накидать песка. Как кидать в щель песок история умалчиват
https://mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/pozhar-v-avtomobile_7?ysclid=mh8u6bt741564723898
Собрав пожелания МЧС воедино, получилось “приоткройте капот, но не открывайте И ДЕЛАЙЕ ЧЕ ХОТИТЕ ВООБЩЕ”

Константин Прокшиц
автор
12 дней
1

К сожалению, вынужден признать, что от МЧС крайне мало полезного материала в части пожарной безопасности в быту людей. Всё ограничивается очень обобщенными формулировками из норм или крайне аккуратным текстам, не дай бог чтоб никто не прикопался. Не тот подход..это системная проблема(

MayDay
12 дней
1

собственно и к разговору о бытовках на стройке: просто явится изнеоткуда, спросит почему нет класса зоны\категории. А потом увидит В4 П-IIa и уйдёт довольным победителем.
И перед нашим диспетчерским пунктом стояла дежурная машина (фиат дукато), а в ней в 2шт ОП-5 на огневые работы. Почему нет автомобильного огнетушителя?
Во первых какое ему дело до машины, если он притащился проверять “объект защиты”, а во вторых пришлось пол часа на пальцах перед ним оправдываться что раз ОП-5 в автомобиле, то стал автомобильным и точно такой же как ОП-2, только 5л

Олег
11 дней
1

Во так, не разбираясь в вопросе, сразу клише повесили!
Итак по порядку.
1. Диаметр раструба ОУ-2 не больше 10 см, именно на столько необходимо приподнять капот. Точнее, не более 10 см.
2. Тушение подкапотного пространства начинается не с капота, и не сверху. Не зависимо от огнетушителя, сначала подаем огнетушащее вещество снизу под автомобиль, потом в решетку радиатора, потом приподнимаем капот и льем туда. И только после этого плавно открываем капот.
3. Практика показывает, что порошковый огнетушитель без ежемесячного обслуживания в автомобиле слеживается уже через полгода. А углекислотный остается исправным даже если о нем забыть на пару лет. По этой же причине и не опытные люди часто выбирают углекислотные.
4. Есть профи, которые предпочитают работать углекислотками по причине номер 3. Как правило они прекрасно знают все особенности тушения углекислотой и могут потушить ею даже пожар “А”. Я лично углекислотным огнетушителем тушил траву, но для этого необходимо нарушить основные правила эксплуатации огнетушителя. На трофи соревнованиях у большинства в автомобилях присутствуют углекислотки, правда с одной оговоркой, это плюс к порошковому.
5. Углекислотный огнетушитель при тушении охлаждает, что очень полезно при тушении нагретого двигателя. Тем самым устраняя один из источников повторного возгорания. Подобный случай у меня тоже был.
6. Углекислотные огнетушители, как правило не продаются в автозапчастях, хозмагах и на бензоколонках. Поэтому те кто покупают в автомобиль углекислотку, как правило нормально так заморочились.
По личному опыту, потушить автомобиль реально. Для этого минимум необходим ОП-1 или ОУ-2. Но это если тренироваться. С первого раза редко у кого получается. Поэтому ОП-2 или ОУ-3 в легковушку нормальный выбор здорового человека.

Константин Прокшиц
автор
11 дней
3

Ну вот по п.3 сразу вопрос “Чья практика и за какой временной срез?” Порошок там и так трясется при движении + если самому периодически потряхивать, то у меня огнетушитель ждал своего часа 5 лет и прекрасно отработал (правда там тушить то было бесполезно уже – горела газель на трассе, помогал чем мог, но пришлось быстренько уходить всем, т.к. дело пропащее было и до баллонов доходило уже)

По п. 2. Сначала тушить под капотом, потом через радиатор, потом сверху – ваших ОУ-2 ОП-1 не хватит уже на втором этапе, т.к. пшикнуть еле еле чтобы растянуть ОТВ на три этапа…ну хз че там потушится с учетом весьма ограниченного доступа (с АЦ пожарные не сразу то заливают..)

по п. 6. Всё реально если учиться и тренироваться, даже в космос слетать, только никто не учиться, а потом долбят углекислотники об землю по старинке как советские…

Весьма многогранная тема на самом деле и прям однозначных утверждений тут сделать можно не много, остальное стечение различных обстоятельств.

Олег
11 дней
1

Вот в конце вы правильно написали, тема многогранная. По этому развешивать клише так сразу не очень корректно.

“Чья практика и за какой временной срез?”
Практика пожарная. По вашему откуда взялось правило бить порошковый огнетушитель перед использованием. И мой личный опыт это подтверждает, если не вертеть периодически порошковый огнетушитель, то он слеживается. В автомобиле значительно быстрее. Мне на обслуживание привозили огнетушители порошковые, которые слежались до камня за полгода. На форумах внедорожников это вообще больная тема.
И так же написали, что свой периодически потряхивали, поэтому он и оказался рабочим.

“(с АЦ пожарные не сразу то заливают..)” скажите, когда приезжают пожарные, временной интервал? Вот вам и ответ. И еще раз повторю, ОП-1 в руках профи! Достигается это исключительно реальными тренировками на полигоне. Поэтому и рекомендовал не менее ОП-2 для простых людей.

“углекислотники об землю по старинке как советские…” ну таким, как правило без разницы, они любой огнетушитель будут бить!)) Кстати в продаже до сих пор есть пластиковые порошковые огнетушители которые активируются ударом с предвзводом. Я их ради любопытства в разное время покупал. Ни один запустить не удалось. Быстрее башку им свернуть и рассыпать порошок.

Константин Прокшиц
автор
11 дней
1

Ну единственно с чем не соглашусь, это с объемом.
1 и 2 литра это крайне мало, даже в руках профи. Собственно таких вот 1-2 литровых возле той злосчастной газели валялось на момент моего появления около 7-8 штук (я потом стоял считал).

Так как у нас подготовленных водителей (рядовых, не всяких там внедорожных путешественников, которые в целом более опытные и подготовленные товарищи), днем с огнем не найдешь, то объем 4-5 литра поможет компенсировать те огрехи допущенные при тушении этими неопытными. У них хотя бы будет еще 4-5 секунд запаса работы огнетушителя, чтобы успеть дотушить, если вначале допустили ошибку.

Но это опять же, разное стечение стечение обстоятельств. Даже я, с профессиональными навыками и опытом, могу не справиться в одном из случаев.

В конце еще добавлю, про качество продаваемых огнетушителей. Те же порошковые, люди берут самые дешевые (известные всем на букву Я…). Они, как бы так мягко сказать…не очень уже давно. Отсюда бОльшее количество брака. Не может нормальная четверка стоить 600 рублей, а то и дешевле ещё бывает.

Жаль полигона собственного нет, можно было бы хоть какие опыты ставить)))

Олег
11 дней
1

“известные всем на букву Я…”

При отсутствии элементарного контроля и обслуживания любой огнетушитель может испортиться не зависимо от производителя. Я сейчас утилизировал 8 порошковых от Я…, всем больше 10 лет, все сработали. Так что у меня к ним нет претензий.
Насчет цены, порошковые огнетушители на М и Р тоже сильно в цене упали. Р даже теперь дешевле чем Я. М дороже но не значительно. И у М появились ОП-2 с рангом 2А, вот где фантастика.
У меня теперь тоже своего полигона больше нет. Сам последний раз тренировался в 2019 году.

” таких вот 1-2 литровых возле той злосчастной газели валялось на момент моего появления около 7-8 штук (я потом стоял считал).”
Ну тут хз. Они все полностью отработали или сделали пшик и все? У меня был подобный случай, джип на трассе тушили. Толпа народа, вокруг машин 10 скопилось точно. Штук пять огнетушителей уже валяется. Владелец джипа пытается скинуть аккумулятор, так как проводка искрит и снова все воспламеняется. Но не может, так все очень горячее и клемы хорошо затянуты. Я прибежал со свей углекислоткой (модернизированный ОУ-2 с ОТВ на 2,7кг), дунул, все охладил, контакты схватили несколькими руками и просто выдрали. Потом еще двиг охладил в месте выхода выхлопных, там топливо загоралось из прохудившегося соединения топливного патрубка. Потом еще порошки принесли, но уже не понадобились. Так вот потом мне рассказали, что из пяти огнетушителей, только один полноценно сработал. У остальных, вроде начали, пшик на пол секунды и все. Пожарных никто не вызвал, полиция приехала быстро (магистраль Симферополька) и тоже пожарных не вызвали, так как владелец сказал, что не нужны.
Так что все индивидуально и возможно “повезет не повезет”, а статистику таких случаев никто не собирает.

з.ы.: я свой “самосбор” (кстати на Я, но из первых партий) ближайшие лет пять менять ни за что не собираюсь. Проверен боем уже четыре раза, в том числе и свой авто тушил.

Олег
11 дней
0

Не скромный вопрос: а вы какой огнетушитель у себя в автомобиле возите?

Константин Прокшиц
автор
11 дней
1

Пожтехника (Беларусь), ОП-4.
До этого РИФ был такой же.

MayDay
11 дней
1

по п.1, п.2, МЧС, к сожалению, с вами не согласно. Я не в силах спорить с версиями МЧС, хоть они и все разные. А конкретные утверждённые правила тушения автомобиля отсутствуют. Лично по моей версии (которая правомерна на столько же сколько и ваша): открыть капот на 10 см – это много. Потому что он откроется по всей его ширине и наполовину по длине по бокам.

Владимир
10 дней
3

Расскажу свою историю.
В бытность службы в ИПЛ приходилось делать заключения по пожарам на автотранспорте. В большинстве случаев машины сгорали дотла, а рядом валялась куча использованных огнетушителей. Поэтому доверия к ним не было и на вопросы знакомых, какой огнетушитель лучше купить и возить с собой, отвечал: “Бери любой, всё равно не поможет”).
Однажды, светлым солнечным днём поступил вызов в соседний район на пожар в сельском Доме культуры. Сажусь за руль “Патриота”, лечу. На окружной издалека вижу дымящийся грузовичок на обочине. Водила стоит рядом и машет в мою сторону руками. Останавливаюсь. Он с ходу спрашивает, есть ли огнетушитель? Отвечаю, да, и иду к своему багажнику, чтобы достать. А в голове прокручиваю: недавно был строевой смотр техники и на три наших авто было два исправных огнетушителя, один из которых мы перекидывали по машинам, чтобы казалось, что на всех всё в порядке). И у меня в этот момент не было уверенности, что в “Патриоте” лежит исправный. Соответственно, был страх, что этим обрушу веру обывателей во всесильность МЧС)
На удачу, в багажнике лежал нужный исправный ОП-2. Беру его, иду к дымящемуся “Портеру”, а в голове другая вредная мысль – “не поможет, как ни старайся, подведёшь обывателей…”)
Водитель открывает капот внутри кабины, изнутри сразу языки пламени. Делаю пару пшиков, и – победа! Пламя сбил. Оставил огнетушитель водиле, вдруг снова вспыхнет, а сам помчал дальше.
Еду и всю дорогу думаю, как теперь списать отсутствующий огнетушитель у вредной бухгалтерии.
Вернувшись, проверил по сводкам – вызовов в ПСЧ на окружную не было. Значит, водиле повезло и всё обошлось малой кровью. Впредь ему наука – не выходить в рейс без огнетушителя.
Другой прикол, что на исполнении в это же время был пожар по такому же “Портеру”, который так же загорелся в движении, очаг так же – в моторном отсеке. И мне очень интересно было поковыряться в аналогичном авто со схожими повреждениями. Но времени на осмотр на окружной не было((
Зато теперь, когда внуки будут спрашивать, расскажи, какие пожары в своём ИПЛ тушил, с понтом отвечу, а вот такой случай был))) Единственный за 17 лет))
P.S. А в опросе голосовал за ОП-5

Константин Прокшиц
автор
10 дней
2

Коллега по ИПЛ 🤝
Интересная история, считаю можно сюда постом запилить) слог хороший)

Олег
10 дней
0

“Я не в силах спорить с версиями МЧС, хоть они и все разные.”
Не зря их называют Министерство Частушек и Сказок!))
Меня как раз в МЧС на полигоне учили авто тушить таким способом как описал выше.