Кран, который хотел улететь

Вот в этих словах, кажется, и вся суть нашей строительной реальности. Мы всегда так делали. И будем так делать, пока что-нибудь снова не упадёт не туда.

Москва. Один из наших объектов, подземная часть будущего жилого комплекса. Та стадия, когда грязи больше, чем бетона, а нервы натянуты, как канаты на стрелах. Башенный кран Potain Igo стоял в ожидании демонтажа. Всё шло по плану, пока кто-то не решил, что план — это рекомендация, а не инструкция.

Последовательность операций по демонтажу нарушили. Начали с конца, продолжили серединой, а финал случился сам собой, громко и эффектно. Сначала сняли контргрузы, в простонародье называемые “яйцами”, не все, а основные. Стрелу при этом, вопреки установленной технологии, не сложили. Она осталась гордо вытянутой в пространство, как будто собиралась показать всем, кто здесь главный. И вот результат: под вечер кран, лишённый баланса, пошёл в размашистое падение.

К счастью, никто не пострадал, хотя оператор и монтажники получили свою дозу адреналина. Башня рухнула аккуратно на территорию соседнего режимного учреждения, то ли СИЗО, то ли колонии. Стрела пробила ограждение и влетела прямо в трансформаторную будку, ту самую, где шла «десятка». Ирония в том, что напряжение в тот момент было не только электрическое.

Ситуация могла обернуться апокалипсисом, но, как это часто бывает, всё обошлось. Режим учреждения не нарушен, трансформатор жив, сотрудники колонии отнеслись с пониманием. Наверное, у них свои способы философски смотреть на падающие вещи.

Разбирательства закончились быстро. Формально внутренним расследованием, по сути тихим обсуждением на уровне тех, кто имеет вход почти во все кабинеты Москвы. Через некоторое время ответственный за эксплуатацию кранов покинул компанию. Официально по собственному, неофициально – понял, что дальше будет только хуже.

Самое примечательное в этой истории даже не сам кран, а ответ, который я получил, когда спросил у производителя и монтажников, почему нарушили последовательность демонтажа. Ответ был классический, вечный, почти философский:

— Мы всегда так делали. Просто в этот раз что-то пошло не так.

Вот в этих словах, кажется, и вся суть нашей строительной реальности. Мы всегда так делали. И будем так делать, пока что-нибудь снова не упадёт не туда. Хотя стоит признать, в тот день у нас появился редкий случай, когда даже кран понял, что дальше так нельзя.

Если говорить сухо, то причины типовые, банальные и оттого страшные: отсутствие культуры безопасного производства работ. Отсутствие контроля со стороны производителя работ и технического надзора. Нарушение технологической последовательности. Избыточная уверенность исполнителей, когда многолетняя привычка «всегда так делали» заменяет здравый смысл. А главное, отсутствие у руководителей чёткой системы взаимодействия между эксплуатацией, монтажом и ответственными за безопасность. Всё завязано на людей, а люди ошибаются, особенно когда им кажется, что знают лучше всех.

Комментарии: 8
Алексей
11 дней
1

А если подводить итог, то причина проста: служба охраны труда существует для галочки, имитируя кипучую деятельность, рисуя кучу бумажек, вешая таблички и т.п., но никак не влияя на ту самую культуру безопасного производства работ. Причина, само собой, тоже понятна: руководство службы не может и не хочет влиять на линию, дабы самим не указали на дверь.
И так практически везде, но в жилищном строительстве особенно ярко проявляется.

Светлана
9 дней
2

Службу охраны труда в нашей стране не воспринимают серьезно. Более 35 лет работаю в этой сфере. Руководство считает, что ты только мешаешь рабочему процессу, то требуешь обеспечить работников СИЗ, то провести обучение по виду работ… Никакие уговоры, рассказы и факты, которые привожу, на них не производит впечатление. Мне постоянно говорят: не нужно каркать… Также с работниками, рассказываешь, что так делать нельзя, ведь жизнь одна, зачем себя подвергать опасности?! Соблюдать требования безопасности легче, чем потом получить травму, это в лучшем случае… Но никто тебя не слышит, ни стой, ни с этой стороны!!! И это меня очень беспокоит…

Культура опасности в крови. Недавно постили новость:

РИА Новости афишировали информацию о том, что экс-глава “СДС-Угля” знал, что горняки “Листвяжной” работали, рискуя жизнью

Стенограмма телефонных переговоров бывшего гендиректора холдинга “СДС-Уголь” Геннадия Алексеева с одним из акционеров компании свидетельствует о том, что топ-менеджер до аварии на кузбасской шахте “Листвяжная” в 2021 году знал о выходе горняков на работу в условиях риска для жизни, следует из материалов дела, которыми располагает РИА Новости.

Центральный районный суд Кемерово в марте этого года приговорил основного собственника “Листвяжной” Михаила Федяева к 3,5 годам условно, Алексеева к 5 годам и 3 месяцам колонии общего режима, экс-техдиректора “СДС-Угля” Антона Якутова – к 5 годам общего режима. Все трое обвинялись по части 2 статьи 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия). Ни один из них своей вины не признал.

“Как следует из аудиофайла “183” и текстового файла “183”, Алексеев сообщает акционеру АО ХК “СДС-Уголь”, члену совета директоров АО ХК “СДС-Уголь” о том, что в лаве ООО “Шахта Листвяжная” работать опасно по причине обильного выделения газа метана, в том числе из почвы (“почва кипит”), несмотря на то, что применяются все известные в мире способы дегазации, сообщает, что директор данной шахты подтверждает, что работы по добыче угля в этой лаве вести опасно и страшно”, – говорится в материалах.

Согласно стенограмме, акционер в беседе с Алексеевым отмечает, что “можно потерять людей”.

“Алексеев соглашается с выводом акционера и говорит, что это не просто опасно, а очень опасно, при этом сообщает, что люди все равно пошли в шахту и работы по добыче угля продолжают вестись”, – отмечается в документе.

Этот разговор, предположительно, состоялся 8 сентября 2021 года, на что указывает название папки с аудиофайлом “2021-09-08”.
Взрыв метана на шахте “Листвяжная” в Кемеровской области произошел 25 ноября 2021 года, погиб 51 человек. На момент взрыва под землей были 285 человек, большую часть удалось вывести, за оставшимися отправились горноспасатели, но в ходе операции пять из них погибли.

Ольга Каряпина
12 дней
3

А потом случается это:
“В ночь на 23 октября на одном из заводов под Челябинском прогремел взрыв. Многие жители города проснулись от громкого звука. К месту ЧП сразу стянулись экстренные службы. Спасатели до сих пор разбирают завалы. Подтверждена гибель 12 человек, еще 11 числятся пропавшими без вести, 29 пострадали.
Разбор завалов продолжается, СК возбудил уголовное дело по части 3 статьи 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек).

Ольга Каряпина
7 дней
0

23 человека погибли! И, наверняка, причастные думали, что и так сойдет, всегда так делали…

Zhao
7 дней
0

Посмотрим на результат: не окажется ли крайним какой-нибудь погибший слесарь Петя.

“Мы всегда так делали”
Это наша суть любого дела, стройка возглавляет это к сожалению.

Отличный наглядный пример в довесок к вашему крану, сцена из фильма “Глубоководный горизонт”, когда топам говорят что нефтяная платформа уже наладом дышит и надо делать стоп на ТО и ремонт. Не послушали. Но какой там..и так уже отставание от графика, а нефти нет. Итог – платформа сгорела и ушла на дно, в Мексиканский залив вышло 5 мультов баррелей нефти в течение 152 дней.

Юлия Реутова
3

“кран, лишённый баланса, пошёл в размашистое падение, … потому что что-то пошло не так…” – если бы в школе статику преподавали на таких жизненных примерах, а не тупо по формулам, то возможно, у кого-то в головах это бы отложилось.
Хотя в универе тоже теоретическая механика запомнилась как “очень много формул”. Помню одну единственную задачу, простой механизм: дверь на петлях – формул было на 4 листа с двух сторон. Всё, больше жизненных примеров я не помню.