Ответ на такой вопрос не будет одинаковым или универсальным для каждого случая, и вот почему:
- объекты разные по функционалу, планировке, оснащению системами и средствам противопожарной защиты, расположению на территории и т.д;
- структуры организаций тоже разные (государственные, муниципальные, коммерческие и прочие);
- ресурсы организаций также отличаются, как отличается и подход управлению процессами.
Применение различного вспомогательного оборудования, стендов, VR-технологий или организации мастер-классов имеет свои преимущества в тех случаях, когда проведение реальных занятий с огнем например, очень затруднительно или вообще невозможно по множеству факторов. Кроме этого, мало кто думает о практических тренировках по управлению пожарной сигнализацией, тушением, оповещением, дымоудалением и т.д., все в основном сводится к тренировкам по эвакуации и применению огнетушителей (в лучшем случае).
Какую пользу можно извлечь, если применять современные технологии и инструменты?
- Наглядность и вовлеченность в процесс.
- Адаптация к различным ситуациям, которые можно самим же моделировать.
- Повышение мотивации к соблюдению правил безопасности.
- Экономия ресурсов (местами конечно спорно, но эффект мощный).
- Формирование культуры безопасного поведения (не только на работе, но и в жизни).
- Понимание принципов в последовательности действий и как работают различные системы.
В качестве примера, из личного опыта
Стенды с оборудованием систем противопожарной защиты — полезно для периодического обучения дежурного (оперативного) персонала, чтобы поддерживать их уровень знаний по устройству и принципам работы систем (важно собрать такой стенд на том же оборудовании что и на объекте или найти учебный центр с таким оборудованием).
VR-тренажер — очень круто для погружения как «новеньких» так и «стареньких» работников. Позволяет максимально безопасно погрузить человека в среду приближенную к реальности (огонь, задымление, звуки пожара, паника людей, применение первичных средств пожаротушения), при этом на тренажере можно создать копию какой-нибудь части или нескольких частей вашего объекта.
Также могу отметить пользу применения мастер-классов или деловых игр (теория + практика — например эвакуация маломобильных групп населения, эвакуация детских центров, оказание первой помощи, отработка взаимодействия персонала в конкретной ситуации). Практическая часть особенно вовлекают участников в суть событий и это позволяет знаниям и навыкам плотно осесть в памяти.
Обучение не должно быть шаблонным, по скачанной из Интернета программе. Оно должно быть очень гибким и адаптивным к каждому конкретному объекту.
Работала в крупном агрохолдинге — наш отдел ОТ и ПБ организовывал совместные учения с МЧС, было интересно и познавательно
Если есть возможно подключить пожарную охрану к учениям, это прям золото. И они себе отрабатывают план по ПТЗ и вам хорошо)
Работала в Белтрансгазе. На две компрессорных станции был свой ПАСО. Гоняла их за курение. А местное ОЧС заставляло обслуживать сопредельные населённые пункты на двадцать километров окрест. На тренировках было интересно, когда отрабатывали тушение СЭРБов, АЗС. Совмещала с тренировками пожарной и санитарной дружин. Ещё ярче были впечатления, не приходить мне тратить по две недели на поминутные планы этих учений. И всегда что-то шло не так. Из нормативов выбивались, рукава пожарные при раскатке узлами завязывали. Забирая воду из пожарного водоёма умудрялись втянуть косяк карасей и украсить ими асфальт перед построением. Или начальство переносил тренировку на июль, не понимая каково это бегать в боёвке при тридцатиградусной жаре. Как-то и сама сомлела. Теряя сознание подала сигнал «ствол на меня». Только окаченная водой удержалась на лапах.
И очень многое зависело от операторов. Ввсчитывала угла и склонение солнца, чтобы на финальных кадрах можно было созданную радугу заснять, но оператору было лень сделать шаг в сторону по «грязном» газону.
Самая запоминающаяся мне тренировка была в школе у дочери.
Я не так эмоционально это прожила, потому что она дома была в тот день, а вот остальные запомнили на долго.
Сделали её максимально приближенной к реальности.
Сибирь. Ноябрь. Тревога.
Родительские чаты разрываются: что происходит в школе?! Из окон видим, что спецслужбы нагнали. Информации никакой.
А информации не было и у администрации школы — максимально приближенно к реальности.
Никаких курток в раздевалке, пледов и пр. Вот и отработали, кто бежит в ближайший детский сад, кто в жилые дома/магазины.
После этого в какой момент бы я не зашла в школу — не могу найти закрытых эвакуационных путей, заставленного прохода и вообще никаких нарушений.
Правда вой на болотах стоял неделю, весь Сибирь, ноябрь. Но быстро все оценили пользу и замолчали.
VR в нашей школе практикуют, игры тоже. Но вот такая практика отложилась у всех))
интересно это с чьей подачи то такое организовали..что даже администрация не в курсе была?..крайне опасная движуха.
не помню уже, власти города со спецслужбами делали. Там не только пожарные были.
Еду как-то по городу и несутся, сломя голову штук 6-7 пожарок, все машины щемятся кто куда, пропуская. Подъезжаю к улице, на которой расположен наш медвуз, и там все это сборище из этих пожарок, кучи мчс-ников — оказалось учения