Так как я работаю в гражданской авиации в сфере охраны труда уже 6 лет и хорошо знакома с процедурой медицинских осмотров сотрудников гражданской авиации, могу подробно рассказать обо всех нюансах и специфике проведения медосмотров в гражданской авиации.
К числу основных показателей оценки уровня качества услуг в аэропорту относятся: безопасность полетов, их регулярность, транспортная и авиационная безопасность и сервисное обслуживание. Поэтому к медицинским осмотрам персонала, участвующего в обеспечении транспортной безопасности, безопасности полетов и технического обслуживания воздушных судов, уделяется повышенное внимание. Такие специалисты относятся к числу авиационного персонала гражданской авиации, за исключением специалистов службы транспортной и авиационной безопасности.
Приказом Министерства транспорта РФ от 19 октября 2022 г. № 419 утвержден Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанным приказом к ним относятся: пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель, бортпроводник, бортоператор, диспетчер управления воздушным движением, специалист по техническому обслуживанию воздушных судов, сотрудник по обеспечению полетов.
Приказом Минтранса России от 23.04.2024 г. № 143, вступившим в силу с 01.09.2024 г., специалисты службы авиационной безопасности исключены из перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации.
В аэропорту в категорию специалистов авиационного персонала как правило входят: диспетчера управления воздушным движением и руководители полетов, специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов (работники ИАЦ (С) (инженерно-авиационного цеха или службы).
Порядок организации предварительных и периодических медицинских осмотров утверждён приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н — это основной документ, регламентирующий проведение предварительных и периодических медосмотров.
Нормативно-правовые акты
Но … для проведения медицинских осмотров лиц из числа специалистов авиационного персонала следует руководствоваться также рядом нормативно-правовых актов Минтранса РФ:
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. № 437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. № 438 «Об утверждении Порядка проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением».
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 декабря 2022 г. № 41 «Об утверждении Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала».
Обязательные медосмотры и ХТИ
Обязательные предварительные (при поступлении на работу) (предварительные осмотры) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры включают в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (ХТИ) и проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья и годности к выполнению работ специалистами, включенными в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Целью ХТИ является раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. ХТИ проводятся в целях обнаружения и последующей идентификации в образцах биологических объектов (мочи) работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Предварительный и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями или иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Специалистам авиационного персонала ГА — диспетчерам управления воздушным движением и руководителям полетов обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в процессе медицинского освидетельствования во врачебно-летных экспертных комиссиях гражданской авиации. В свою очередь порядок проведения медицинских освидетельствований во ВЛЭК установлен Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. № 437.
Организация проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров специалистов авиационного персонала ГА также возлагается на работодателя.
Порядок организации предварительных и периодических медицинских осмотров лиц из числа авиационного персонала в какой-то мере схож с Порядком проведения медосмотров работников в соответствии с приказом Минздрава 29н.
Медосмотры лиц из числа авиационного персонала ГА также проводятся на основании направления на медосмотр.
Работодатель должен составить и утвердить перечень лиц из числа специалистов авиационного персонала ГА, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, поименный список специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам (рекомендуемый образец приведен в приложениях к приказу Минтранса 41).
Периодические осмотры должны проводиться с учетом перечня медицинских противопоказаний к выполнению работ специалистами из числа авиационного персонала ГА, установленного Порядком № 29н.
ВЛЭК
Также персонал, осуществляющий непосредственное управление воздушным движением, проходит обязательные медицинские освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией (ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летными экспертными комиссиями( ВЛЭК ГА) в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 10.12.2021 № 437 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением».
Медосмотр диспетчера
Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет — до 12 месяцев.
Диспетчеры управления воздушным движением (УВД) — это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь.
Контроль над движением самолета осуществляется от момента запуска двигателя, перед взлетом на аэродроме вылета до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения. Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектор, а потом передает управление ими диспетчерам других зон.
Поэтому допуск к управлению воздушным движением диспетчеров УВД, осуществляется на предсменном медицинском осмотре.
Предсменные (послесменные) медосмотры
Предсменные (послесменные) медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками аэропорта (как правило, персонал здравпункта), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным, предсменным, послесменным).
Предсменный медицинский осмотр диспетчеров УВД и руководителей полетов (РП) перед заступлением на дежурство проводится медицинским работником (заведующим здравпунктом – врачом-терапевтом или специалистом со средним медицинским образованием (фельдшер здравпункта)), прошедшим курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки и имеющие сертификат специалиста по программе «Авиационная и космическая медицина», в кабинете «Медосмотра» здравпункта.
Предсменный (послесменный) медицинский осмотр диспетчеров УВД и РП проводятся в целях выявления признаков состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Предсменный медицинский осмотр направлен на своевременное выявление лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к управлению воздушным движением и руководству полетами.
Предсменный медицинский осмотр проводится в индивидуальном порядке. Во время осмотра присутствие других диспетчеров УВД и посторонних лиц не допускается.
Весь персонал смены УВД и РП проходит предсменный медицинский осмотр не ранее чем за 1 час перед заступлением на дежурство. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предсменного отдыха, нарушения режима питания диспетчеры УВД обязаны доложить о своем состоянии руководителю полетов и в случае необходимости обратиться за медицинской помощью.
Диспетчеры УВД, не прошедшие предсменный медицинский осмотр, медицинское освидетельствование во ВЛЭК ГА, полугодовые (годовые) медицинские осмотры, а также в случае установления у них факта употребления алкогольных напитков, наркотических средств, нарушения предсменного режима, к дежурству не допускаются.
Предсменный медицинский осмотр включает:
- опрос о самочувствии, жалобах на состояние здоровья, предшествующем отдыхе, качестве сна и питания;
- визуальный осмотр с оценкой координации движений и походки, речи, мимики, эмоционального состояния;
- осмотр видимых слизистых и кожных покровов;
- исследование пульса;
- общую термометрию бесконтактным способом.
По показаниям проводятся дополнительные исследования:
- измерение артериального давления на периферических артериях;
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе (при положительном результате обязательным является повторное проведение через 20 минут с использованием прибора индикации алкоголя другого типа).
Осмотр включает: определение отклонений от обычного поведения, внешнего вида, окраски и состояния кожных покровов (бледность, гиперемия, акроцианоз, желтушность склер, отек век и т.д.), осмотр миндалин, слизистой мягкого и твердого неба задней стенки глотки, языка, реакции зрачков на свет. По результатам проверок принимается решение о допуске диспетчеров к управлению воздушным движением.
При исследовании пульса определяется его ритм, наполнение, частота в течение 30 секунд с пересчетом на 1 минуту. Нормальная частота ритмичного пульса, при которой члены экипажа допускаются к полетам, диспетчеры УВД к дежурству, не более 90 ударов в минуту и не менее 60 ударов в минуту. Когда частота пульса, выходящая за вышеуказанные пределы, является индивидуальным вариантом нормы, допуск к полетам, управлению воздушным движением осуществляется на основании записи об этом председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) на оборотной стороне медицинского заключения в разделе «Особые отметки».
Диспетчеры УВД к управлению воздушным движением при артериальном давлении не более 140/90 миллиметров ртутного столба и не менее 100/60 миллиметров ртутного столба. В случае выявления у работника отклонения величины пульса и/или артериального давления для исключения его случайного характера проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом 15 — 20 минут). Когда величина артериального давления, выходящая за вышеуказанные пределы, является индивидуальным вариантом нормы, допуск к полетам, управлению воздушным движением осуществляется на основании записи об этом председателя ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) на оборотной стороне медицинского заключения в разделе «Особые отметки».
Отстранение диспетчера
Причинами отстранения от управления воздушным движением являются наличие признаков:
- острого заболевания, обострения хронического заболевания, утомления;
- алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (более 0,16 миллиграмма на 1 литр выдыхаемого воздуха), остаточных явлений такого опьянения и фактов употребления алкоголя (более 0,05, менее 0,16 миллиграмма на 1 литр выдыхаемого воздуха), зафиксированных при количественном определении алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ;
- нарушения режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, установленного положением, утвержденным в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
При отстранении диспетчера УВД от управления воздушным движением при выявлении у них признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения или остаточных явлений такого опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, медицинский работник, проводивший предсменный медицинский осмотр, обязан сообщить данную информацию с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности, принадлежности к конкретной организации гражданской авиации, даты и времени отстранения, номер смены при отстранении диспетчера УВД от дежурства:
- руководителю полетов и руководителю аэропорта;
- в уполномоченный орган, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации, и территориальные органы уполномоченного органа, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации.
Результаты проведенных предсменных (послесменных) медицинских осмотров вносятся в Журнал предсменного (послесменного) медицинского осмотра (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 2 и N 3 к Приказу Минтранса России от 10.12.2021 № 438 «Об утверждении Порядка проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушного движения»). Бумажный вариант пронумеровывается, прошивается, подписывается руководителем медицинской организации (обособленных подразделений) и скрепляется печатью.
При отсутствии в ходе медицинского осмотра объективных признаков заболевания, утомления и нарушения предсменного режима отдыха медицинский работник делает запись о допуске к управлению воздушным движением, и расписывается.
Наличие или отсутствие жалоб у диспетчера УВД заверяется его подписью.
Послесменные медицинские осмотры диспетчеров УВД проводятся по окончании смены в случаях:
- если во время смены диспетчера УВД произошли авиационное происшествие или серьезный инцидент с участием этого диспетчера УВД;
- если у работодателя, старшего диспетчера или уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) имеются основания полагать, что диспетчер УВД находится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Сведения о количестве проведенных медицинских осмотров, количестве и причинах отстранений от полета (дежурства) представляются в ЦВЛЭК ГА ежегодно до 1 февраля.
Предполетный медосмотр
Члены экипажа воздушного судна также проходят предполетный медицинский осмотр. Проведение такого медосмотра также возможно в здравпункте аэропорта. Предполетный медосмотр члены экипажа проходят перед началом полетов, но не ранее чем за 2 часа до вылета. Бортинженерам (бортмеханикам), бортпроводникам и бортоператорам, выполняющим особо важные и специальные рейсы (полеты), разрешается проходить предполетный медицинский осмотр не ранее чем за 3,5 часа до вылета. При задержке полета на шесть часов и более или если промежуток времени между двумя частями полетной смены составляет шесть часов и более, предполетный медицинский осмотр проводится повторно. Предполетный медицинский осмотр членов экипажа, выполняющего в течение полетной смены несколько рейсов (полетов), проводится один раз перед первым полетом.
Вывод
Вот такие строгие правила допуска диспетчеров УВД и руководителей полетов к осуществлению деятельности по управлению воздушным движением, а членов экипажа к полетам — так как это обеспечение безопасности ваших полетов.Безопасность полетов в гражданской авиации определяется как комплексная характеристика, которая устанавливает приемлемый уровень риска причинения вреда жизни и здоровью людей или нанесения ущерба авиационному имуществу при выполнении воздушных перевозок и (или) авиационных работ. И непринятие мер, направленных на обеспечение безопасности полетов, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлета, посадки и полета, на охрану жизни и здоровья.
Медосмотр сотрудников подразделений транспортной безопасности
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» специалисты службы транспортной и авиационной безопасности относятся к подразделению транспортной безопасности.
Специалисты службы транспортной и авиационной безопасности занимаются обеспечением безопасности на транспорте, предотвращением актов незаконного вмешательства и соблюдением норм и правил в этих сферах.
Специалисты службы транспортной безопасности:
- Проводят досмотр физических лиц, их багажа, ручной клади и перемещаемых предметов в зону транспортной безопасности.
- Выявляют и распознают устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.
- Контролируют соблюдение физическими лицами правил нахождения и пребывания на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, а также требований законодательства о транспортной безопасности.
- Задерживают физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, для передачи органам внутренних дел или органам безопасности.
И в соответствии с ч. 4 ст. 12.3 работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Т.е. сотрудники службы транспортной и авиационной безопасности НЕ относятся к числу лиц авиационного персонала ГА, а относятся — к подразделению транспортной безопасности.
Правила проведения ежегодных профилактических медосмотров для работников подразделений транспортной безопасности, а также форму заключения по результатам таких осмотров определяет Приказ Минздрава России от 11.04.2025 № 194н «Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам», вступивший в силу с 01 сентября 2025 года. Данный приказ отменяет действовавший ранее Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 января 2016 г. № 39н “Об утверждении Порядка прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы заключения, выдаваемого по его результатам» и Приказ Минздрава России от 22.06.2018 N 374н «О внесении изменений в Порядок прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2016 г. N 39н».
Новый перечень медицинских противопоказаний
Минздрав подготовил перечень медицинских противопоказаний к работам, выполняемым авиационным персоналом гражданской авиации.
Приказ Минздрава России «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ, выполняемых специалистами авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» утвержден 14.07.2025 г. № 451н.
Приказ подготовлен в связи с необходимостью четкой регламентации перечня медицинских противопоказаний к работам, выполняемым специалистами авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, необходимостью и пересмотра подходов к экспертизе профессиональной пригодности по некоторым нозологиям с целью сохранения высококвалифицированных работников отрасли при выявлении заболевания (состояния) работника.
Перечень противопоказаний планируется применять при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Перечень включает заболевания и состояния, препятствующие выполнению обязанностей авиационным персоналом. Классификация заболеваний приведена согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10) (содержит 64 вида заболеваний) и факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения. В числе заболеваний, с которыми не допустят к работе в этой сфере, указали:
- Инфекционные и паразитарные болезни.
- Новообразования.
- Болезни крови, психические расстройства, болезни нервной системы, органов зрения, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы и др.
Решение вопроса о профпригодности будет приниматься врачебной комиссией с участием соответствующих врачей-специалистов.
Приказ вступит в силу с 01 марта 2026 г.
Оксана Булдышева, специалист по охране труда
Если понравился материал, подпишитесь на мой блог на «Лицах» @OksanaB., чтобы видеть мои новые публикации в разделе «Моя лента».
эх, авиация!
детская мечта
Умничка!!!
классная статья большое спасибо !!! много полезной и актуальной информации