В моей карьере был опыт обеих крайностей этого вопроса.
Крайность 1
Ошибки непозволительны. Никакие и ни в каком варианте. За ошибки огребали все «больно» и долго. Любая ошибка – это катастрофа, а ты идиот.
Но это не значит, что никто не ошибался, руководство тоже допускало грубые ошибки, был своего рода бардак, но система работает до сих пор успешно (с поправками на кризис угля, но это проблема не отдельно взятой компании).
Хаос — не беспорядок, а динамический предвестник упорядоченности.
Мне этот опыт дал сильную базу, через слёзы к благодарности.
Минус этого – я не могу перестать торопиться. А отсюда тоже возникают ошибки, не глобальные, но мелкие и глупые.
Крайность 2
Ошибки – ну и что? Мы в дзене, всё проходит и это пройдёт.
Прекрасная психологическая обстановка, тормозящая развитие.
В аудитах по охране труда нет потребности:
— система работает, зачем туда лезть?
— но ведь с точки зрения законодательства есть нарушения.
— ещё раз: система работает, зачем туда лезть?
Лезть, наверное, и правда не стоит. А вот изучить почему это работает — стоит.
Я за баланс
Но его сложно поймать. То есть это не обвинительная культура, а принятие ошибок и их анализ для дальнейшего роста и без перекладывания ответственности «Я человек маленький, какой с меня спрос».
Но ошибок избегать нельзя, нужно учиться адекватно реагировать на замечания – это рост, причём в обе стороны.
Когда под моими статьями пишут критику – я только благодарна. Благодарна, что не промолчали, если я ошиблась, а значит по моим выводам кто-то другой не совершит ошибку. Мы вместе над этим подумаем и примем оптимальное решение.
А может для моего опыта это только так, правильно и никак по-другому быть не может, а вот для другого вида производства – это будет фатальной ошибкой. То есть не кто-то дурак и ошибся, а просто уравниловка неуместна.
Когда-то кашель лечили тем, что сейчас нельзя вслух произносить. Было ли это ошибкой? В моменте – нет, в итоге – да.
Так и вся наша правильность может схлопнуться в один момент после какого-нибудь научного исследования. Какой смысл сохранять свою самооценку, удерживать какой-то условный статус?
Поэтому пишите и не стесняйтесь, что вас не так поймут!
Резюме
Всё это не про халатность, то есть берём за основу отсутствие злого умысла и небрежности.
Убрать неудачу из процесса появления инновации – всё равно что убрать кислород из процесса горения.
(спойлер: о процессе горения и будет первый пост нашего нового автора)
В коллективах, где не принято искать козлов отпущения, медсёстры сообщают о большем количестве ошибок – и учатся не совершать те же ошибки вновь. Медсёстры в коллективах, где всегда ищут виновных, скрывают ошибки, опасаясь последствий, и упускают возможность учиться.
(цитаты из книги «Принцип чёрного ящика»)
Какая культура ошибок в вашей компании и правильно ли это по-вашему?
Если понравился материал, подпишитесь на мой блог на «Лицах» @reutovayuliya , чтобы видеть мои новые публикации в разделе «Моя лента».