Соблюдение режима труда и отдыха диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением

Соблюдение режима труда и отдыха критически важно для диспетчера управления воздушным движением (УВД) - это напрямую влияет на способность безопасно и эффективно контролировать воздушное движение и управлять им. Это связано с рядом факторов, влияющих на безопасность полётов и здоровье самого специалиста.

В соответствии с пп. п) п. 47 приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н “Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда” обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права представляют группу сопутствующих процессов по охране труда системы управления охраной труда (СУОТ).

Режим труда и отдыха диспетчеров УВД в настоящее время регламентирован приказом Минтранса РФ от от 30.01.2004 № 10 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации”.

Почему важно соблюдать режим труда и отдыха

Предупреждение усталости

Диспетчер УВД работает в условиях постоянного напряжения и стресса, что может привести к быстрой утомляемости. Регулярный отдых позволяет восстановить силы и концентрацию внимания, снижая риск ошибок.

Если диспетчер устал, вероятность принятия неверного решения увеличивается, что может повлечь серьезные последствия вплоть до авиакатастрофы.

Поддержание высокого уровня концентрации

Работа диспетчера требует постоянной сосредоточенности и способности быстро реагировать на изменения ситуации. Недостаточный отдых снижает уровень внимательности и замедляет реакцию, что недопустимо в профессии, связанной с управлением воздушным движением.

После длительного рабочего дня без перерыва концентрация снижается, и диспетчер может пропустить важное сообщение пилота или неправильно оценить ситуацию.

Повышение производительности

Регулярные перерывы помогают поддерживать высокий уровень работоспособности на протяжении всего рабочего дня. Исследования показывают, что короткие периоды отдыха повышают эффективность труда и снижают количество ошибок. Диспетчер, работающий длительное время без паузы, совершает больше ошибок, чем тот, кто регулярно делает небольшие перерывы.

Психологическое благополучие

Работа диспетчера связана с высоким уровнем ответственности и стрессовыми ситуациями. Адекватный режим труда и отдыха помогает снизить эмоциональное напряжение и предотвратить развитие профессиональных заболеваний.

Изменения с 1 марта 2026 года

С 1 марта 2026 года вступит в силу приказ Приказ Минтранса РФ № 381 от 10.11.2025 “Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов”.

Данным приказом признают не подлежащим применению приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2004 г. № 10 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации” .

И утратившими силу:

  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 139 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2006 г., регистрационный № 7401);
  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2008 г. № 91 “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 139” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2008 г., регистрационный № 11927);
  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 76 “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 139” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2009 г., регистрационный № 14022);
  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 сентября 2010 г. № 201 “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 139” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2010 г., регистрационный № 19060);
  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 181 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2011 г., регистрационный № 22090);
  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. № 241 “О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 181” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2015 г., регистрационный № 35617);
  • приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 12 “О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 181” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2017 г., регистрационный № 45683).

Приказ Минтранса  РФ  от 10.11.2025 № 381 будет применятся к специалистам авиационного персонала гражданской авиации, имеющим действующие свидетельства с соответствующими квалификационными отметками:

  • членам лётных экипажей пилотируемых ГВС (включая курсантов и стажёров, за исключением сверхлёгких ГВС с массой конструкции ≤115 кг);
  • членам кабинных экипажей пилотируемых ГВС (кроме сверхлёгких с массой конструкции ≤115 кг);
  • внешним пилотам беспилотных ГВС (кроме БВС с максимальной взлётной массой ≤30 кг);
  • диспетчерам УВД и специалистам по техническому обслуживанию.

Приказ направлен на обеспечение безопасности полётов ГВС, снижение утомляемости и сохранение здоровья специалистов авиационного персонала.

Состав рабочего времени диспетчера УВД

В состав рабочего времени диспетчера УВД будет включаться:

  • время на выполнение трудовых обязанностей, включая время приёма-передачи дежурства;
  • время прохождения обладателями действующих свидетельств специалистов авиационного персонала технической учёбы (в том числе при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды, при внедрении новых технических средств и систем организации воздушного движения, правил и процедур управления воздушным движением, для поддержания требуемого уровня владения английским языком), подготовка к продлению срока действия свидетельства диспетчера УВД, подготовка к повышению класса классной квалификации, тренажерная подготовка, стажировка обладателей действующих свидетельств специалистов авиационного персонала (соответствующие виды подготовки, стажировки не являются образовательной деятельностью и осуществляются по заданию работодателя в рамках системы поддержания квалификации в центрах ОВД в форме самоподготовки либо обучения на рабочем месте);
  • время на инструктажи, разборы – не более 1 часа в смену;
  • время предсменных медицинских осмотров в соответствии с правилами внутреннего распорядка – до 40 минут (для смен до 20 человек), от 40 минут до 1 часа (для смен свыше 20 человек);
  • время тренажёрной подготовки и проверки теоретических знаний;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки руководителей полётов или старших диспетчеров смен к инструктажу – не более 30 минут в смену.

Время на медосмотры и освидетельствования

В приказе Минтранса РФ от от 30 января 2004 г. № 10 на время прохождения предсменных медицинских осмотров – отводилось до 5 минут в смену на одного человека.

По приказу Минтранса от от 10.11.2025 № 381 – в дни прохождения диспетчером УВД обязательного медицинского освидетельствования работодатель обязан предоставить диспетчеру УВД 2 календарных дня, входящих в рабочее время.

А в соответствии с приказом Минтранса от от 30 января 2004 г. № 10 в дни прохождения медицинского освидетельствования диспетчер УВД освобождался от работы.

Продолжительность рабочего времени

По новому приказу нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера УВД также не должна превышать 36 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) диспетчера УВД составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Если производственный процесс длится дольше максимальной дневной нормы работы, диспетчерам УВД устанавливается сменная работа согласно графику сменности. Работа диспетчера УВД в течение двух смен подряд запрещается.

Графики сменности диспетчера УВД составляются работодателем с учётом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы диспетчеров УВД гражданской авиации, и доводятся до сведения работников не позднее чем за один календарный месяц до введения их в действие.

✈️ Новшество в приказе Минтранса от РФ № 381 от 10.11.2025, что при значительном удалении места работы от места постоянного проживания диспетчеров УВД применяется вахтовый метод работы с установлением диспетчерам УВД режима труда и отдыха в соответствии со статьёй 301 Трудового кодекса.

Если невозможно соблюдать ежедневную или еженедельную норму рабочего времени, для диспетчеров УВД вводят суммированный учёт рабочего времени. Максимальная смена диспетчера: ночью – не более 12 часов, днем – не более 9 часов. Учётный период — от 3 месяцев до 1 года.

✈️ Про суммированный учёт добавили то, что учётный период рабочего времени диспетчера УВД, работающего во вредных условиях труда, не может превышать 3 календарных месяцев. Продолжительность рабочего времени диспетчера УВД за учётный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Работодатель не вправе планировать превышение нормы рабочего времени диспетчера УВД в учётном периоде.

Виды отдыха

Диспетчеру УВД предоставляются следующие виды отдыха:

  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • выходные дни (еженедельный непрерывный);
  • нерабочие праздничные дни;
  • ежегодный оплачиваемый (отпуск основной и дополнительный).

В течение рабочего дня (смены) диспетчеру УВД предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

При работе в ночную смену диспетчеру УВД предоставляется дополнительный перерыв продолжительностью 1 час с правом сна в специально оборудованном помещении.

Указанные перерывы в рабочее время диспетчера УВД не включаются. Время предоставления перерывов диспетчеров УВД и их конкретная продолжительность устанавливаются ПВТР работодателя.

Диспетчеру УВД, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после 2 часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

При интенсивности воздушного движения 50 % и более от допустимой максимальной интенсивности воздушного движения, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В случае, если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Ежедневный отдых диспетчера УВД должен быть как минимум вдвое больше предыдущей смены. В исключительных случаях допускается отдых равный смене с компенсирующим отдыхом в течение текущего месяца.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Диспетчер УВД может быть привлечён к работе в выходные дни с его письменного согласия.

Таким образом, строгий контроль над соблюдением режима труда и отдыха необходим для поддержания здоровья диспетчеров УВД и обеспечения безопасности воздушного движения.

Соблюдение режима труда и отдыха диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением

Автор материала
@OksanaB.

Специалист по охране труда

Комментарии: 0