- Нормативные требования по движению спецмашин на аэродроме
- Cхема расстановки спецтранспорта и организации движения на аэродроме
- Технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения
- Новшества с 1 марта 2026
- Буксировка ВС
- Подъезд (отъезд) спецмашин к ВС при техническом и коммерческом обслуживании
- Движение спецмашин при эксплуатационном содержании аэродромов
- Порядок сопровождения ТС сторонних организаций по аэродрому
- Движение персонала и пассажиров
- Правила ведения радиообмена с автотранспортными и аэродромными средствами
Нормативные требования по движению спецмашин на аэродроме
Ранее при организации движения на аэродроме использовали “РОРОС-95” – “Руководство по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации”. Документ заменил “Наставление по службе спецавтотранспорта аэропортов гражданской авиации СССР” (НСС ГА-87). В настоящее время документ не является нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования.
РОРОС-95 представлял собой комплексный нормативно-методический руководящий материал, регулирующий организацию, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, снабжение и контроль спецавтотранспорта в аэропортах РФ, предназначенный для обеспечения безопасности, эффективности и надёжности работы служб спецавтотранспорта гражданской авиации. Он включал в себя положения о структуре подразделений, порядке работы водителей и технического персонала, требования к техническому состоянию машин, правила взаимодействия с другими службами аэропорта, меры по предотвращению задержек и аварийных ситуаций, а также требования по охране труда, охране окружающей среды и метрологическому обеспечению. Данный документ являлся важнейшим нормативным актом, обеспечивающим стандартизацию и унификацию процессов эксплуатации спецавтотранспорта в гражданской авиации России, а также способствовал повышению безопасности и эффективности работы служб наземного обеспечения воздушных судов. Он служил руководством для руководителей, инженеров, водителей и технического персонала, а также регулировал взаимодействие между различными службами и подразделениями аэропортов, обеспечивая системный подход к управлению наземной техникой и ресурсами.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742 в части признания утратившей силу с 01.01.2021 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) письмом от 18 мая 2021 г. № Исх-17461/04 предложило пользоваться инструктивным материалом по Организации движения спецмашин на аэродроме.
Водитель при управлении спецмашиной должен иметь при себе или в спецмашине:
- действующее водительское удостоверение на право управления ТС соответствующей категории, а в случае его изъятия в установленном порядке, – временное разрешение;
- действующий талон на право вождения данной спецмашины по аэродрому и обслуживания ВС;
- путевой лист, выданный в установленном порядке;
- постоянный или временный личный пропуск, выданный службой транспортной или авиационной безопасности.
Cхема расстановки спецтранспорта и организации движения на аэродроме
В каждом аэропорту с учётом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме (далее – Схема) в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000, которая утверждается руководителем аэропорта.
На Схеме указываются:
- оси руления (буксировки) воздушных судов;
- контуры зон обслуживания воздушных судов;
- Т-образный знак остановки воздушных судов;
- обозначение номеров стоянок воздушных судов;
- Т-образный знак остановки спецмашин; пути движения спецмашин.
Схема вывешивается в местах стоянок спецмашин, в классах служб аэропорта и организаций, осуществляющих эксплуатацию спецмашин.
Руление воздушных судов, движение спецмашин, а также расстановка воздушных судов на перроне и местах стоянок (МС) осуществляются в соответствии с маркировкой, нанесенной на искусственные покрытия аэродрома согласно Схеме.
Пути движения спецмашин не должны совпадать с осями руления ВС:
- односторонние пути проходят перед стоящими ВС на расстоянии 2 м от носа и от консоли крыла; ширина пути – 3,5 м.
- двусторонние пути проходят за стоящими ВС; ширина пути – 7 м.
Пути должны быть закольцованы; при ограниченном размере перрона устраивают примыкающие дорожные покрытия.
Движение спецмашин по путям руления запрещено, за исключением буксировки воздушных судов при проведении аварийно-спасательных работ (АСР) и работ по эксплуатационному содержанию летного поля.
Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам осуществляется в соответствии со схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании ВС.
Технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения
В каждом аэропорту разрабатывается технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полёты, которая согласовывается с заинтересованными службами и утверждается руководителем аэропорта.
Выезд спецмашин на лётную полосу и рулёжные дорожки производится только после разрешения руководителя полётов и в сопровождении лица, ответственного за проведение работ и имеющего двухстороннюю связь с диспетчером органа ОВД.
Спецмашины, выезжающие на лётную полосу и рулёжные дорожки, оборудуются габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения.
Машина лица, ответственного за проведение работ на аэродроме, дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена на частоте посадки (взлёта).
Буксировка ВС и выезд спецмашин на лётные полосы и рулежные дорожки с неисправными средствами связи и проблесковыми огнями не допускается.
Спецмашины во всех случаях уступают дорогу рулящим или буксируемым ВС, при этом расстояние между крайними точками воздушных судов и спецмашин составляет не менее 10 м.
Пересечение путей руления воздушных судов между машиной сопровождения и рулящими воздушными судами не допускается.
Скорость движения спецмашин при подъезде к обслуживаемому ВС, отъезде от него и при маневрировании в зоне обслуживания составляет не более 5 км/ч, при движении спецмашин по перрону к местам стоянок воздушных судов – 20 км/ч, а в остальных зонах аэродрома – 40 км/ч. Данные ограничения не распространяются на аэродромные машины при выполнении работ по содержанию искусственных покрытий аэродрома и замерах коэффициента сцепления на искусственных взлетно-посадочных полосах, на машины руководителя полетов, сопровождения воздушных судов, пожарные и санитарные машины, а также машины, участвующие в проведении АСР.
Не допускается движение по аэродромным искусственным покрытиям спецмашин с загрязнёнными колёсами, а также тракторов и других механизмов на гусеничном ходу.
Спецмашины, работающие на аэродроме, окрашиваются в соответствии с установленными требованиями.
Новшества с 1 марта 2026
С 1 марта 2026 года вступит в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.03.2023 № 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов». В нём появляется понятие «средства наземного обслуживания».
До момента прибытия ВС на место стоянки средства наземного обслуживания должны находиться вне траектории движения воздушного судна за пределами зоны обслуживания воздушного судна на специально отведённых местах парковки наземного оборудования с активированными стояночными тормозами или установленными упорными колодками.
Технические и транспортные средства, используемые для наземного обслуживания (далее – средства наземного обслуживания), должны устанавливаться к воздушному судну в соответствии с РОНО (руководство по организации наземного обслуживания).
После окончания наземного обслуживания всё наземное оборудование, за исключением оборудования, необходимого для запуска авиационных двигателей ВС и буксировки ВС, должно быть расположено за пределами места стоянки ВС в целях обеспечения его безопасного движения.
В случае заруливания ВС на место стоянки без машины сопровождения или без автоматической системы позиционирования ВС на месте стоянки должно находиться лицо, осуществляющее наземное обслуживание и отвечающее за руководство движением ВС.
При заруливании ВС на место стоянки оборудование и транспортные средства должны располагаться на безопасном расстоянии от траектории его движения.
Буксировка ВС
- выполняется под руководством ответственного лица аэропорта или организации, осуществляющей инженерно-авиационное обеспечение;
- только с разрешения диспетчера органа ОВД. Радиостанция на тягаче остается включённой в течение всего периода буксировки;
- скорость буксировки – в соответствии с руководством по технической эксплуатации данного типа ВС;
- только по искусственным аэродромным покрытиям в соответствии с нанесённой маркировкой.
Для буксировки используются тягачи, оборудованные специальными буксировочными устройствами, радиостанциями внутриаэропортовой связи и радиосвязи с ВС, габаритными и проблесковыми огнями, которые включаются при буксировке независимо от времени суток.
ВС должно устанавливаться на место стоянки способом, обеспечивающим исключение травмирования людей, повреждения оборудования или других ВС.
Подъезд (отъезд) спецмашин к ВС при техническом и коммерческом обслуживании
- спецмашины для работы в зоне обслуживания ВС, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения и упорными колодками;
- подъезд (отъезд) и установка спецмашин возле ВС осуществляются по типовым схемам подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов под руководством руководителя подъездом (отъездом).
Остановка спецмашин при подъезде к ВС при обслуживании производится на расстоянии не менее 0,5 м от крайних точек ВС:
- топливозаправщиков, передвижных заправочных агрегатов и маслозаправщиков – не менее 5 м;
- моторных подогревателей – не менее 3 м;
- тепловых обдувочных машин – не менее 3,5 м.
Остановка спецмашин при погрузочно-разгрузочных операциях производится на расстоянии не менее 0,1 м от люка ВС.
Пассажирские трапы подъезжают на малой скорости до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств с ВС.
Водитель спецмашины при работе в зоне обслуживания ВС должен:
- останавливать машину не ближе 10 м от крайних точек ВС у Т-образного знака на границе зоны обслуживания (красная полоска в виде восьмиугольника);
- въезжать в зону обслуживания только с разрешения руководителя подъездом (отъездом);
- выполнять сигналы руководителя подъездом (отъездом);
- подъезжать на безопасном расстоянии, исключающем повреждения ВС;
- немедленно остановиться и выехать из зоны по первому требованию руководителя подъездом (отъездом) или члена экипажа;
- при неисправности обеспечить срочное удаление машины с перрона/места стоянки и доложить руководителю подъездом (отъездом) и диспетчеру органа ОВД.
Руководитель подъездом (отъездом) при работе в зоне обслуживания ВС должен:
- руководить движением спецмашин сигналами по типовым схемам подъезда/отъезда;
- осуществлять руководство с удобного места, обеспечивающего контроль и визуальную связь с водителем;
- подавать сигнал при отсутствии препятствий для маневра и для подъёма/опускания кузова или рабочего органа;
- подавать сигнал на остановку на безопасном расстоянии, исключающем повреждение ВС;
- устанавливать упорную колодку под одно колесо и затем с другой стороны;
- проверять отключение от борта кабелей, разъёмов, шлангов и троса заземления после окончания работ;
- убирать упорную колодку со стороны отъезда и подавать сигнал “отъезжайте”;
- убирать вторую колодку после отъезда машины на ≥5 м (для тягачей автопоезда багажных тележек — ≥1 м) от ВС;
- размещать упорные колодки на спецмашине;
- находится у ВС до окончания работы спецмашин;
- при неправильном манёвре, создающем опасность повреждения ВС — подавать сигнал «остановитесь»;
- давать сигнал на выполнение корректирующего манёвра и команду на выезд из зоны обслуживания;
- после выезда на 2–5 м за пределы зоны — снова подавать сигнал “остановитесь” и обеспечить повторный безопасный подъезд к ВС.
Воздушные суда должны обладать приоритетом в движении на перроне.
Движение спецмашин при эксплуатационном содержании аэродромов
Выезд спецмашин на лётную полосу и рулёжные дорожки для выполнения работ производится только по разрешению руководителя полётов и с разрешения диспетчера органа ОВД и только в сопровождении лица, ответственного за проведение работ.
Ответственное за проведение работ лицо по указанию диспетчера или руководителя полётов, а при необходимости самостоятельно, немедленно организует удаление спецмашин, оборудования и людей с ВПП и рулёжных дорожек в установленное место. Во всех случаях лётная полоса должна быть освобождена не позднее чем за 5 минут до расчётного (уточнённого) времени посадки ВС!!!
Во время работ на ВПП и РД ответственное лицо поддерживает радиосвязь с диспетчером органа ОВД и каждые 15 мин проводит контрольную проверку связи. При команде по каналам связи или световому/звуковому сигналу, а также при отказе/нестабильной радиосвязи работы прекращаются и проводится экстренная эвакуация спецмашин, оборудования и людей с ВПП и РД. При поломке спецмашины ответственное лицо немедленно докладывает диспетчеру органа ОВД и принимает срочные меры по удалению неисправной машины с ВПП и РД в установленное место. По окончании работ ответственное лицо проверяет отсутствие препятствий для безопасного выполнения полётов ВС, выводит спецмашины, оборудование и людей с ВПП и РД, докладывает руководителю полетов и информирует аэродромную службу об освобождении полосы. Проверяется готовность лётного поля к полётам ВС и докладывается об этом руководителю полётов.
Спецмашины на ВПП и РД независимо от времени суток работают с включёнными габаритными и проблесковыми огнями и средствами внутриаэропортовой связи с руководителем полётов и диспетчером органа ОВД.
Перед пересечением лётной полосы или выездом на лётную полосу водитель спецмашины, доехав до маркированного места ожидания ВС, должен запросить разрешение на пересечение или выезд на лётную полосу у диспетчера органа ОВД, после получения которого пересекает или выезжает на лётную полосу. После пересечения лётной полосы водитель докладывает диспетчеру о её освобождении.
Спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учёту в соответствующих государственных органах. К работе на аэродроме допускаются только технически исправные спецмашины.
Порядок сопровождения ТС сторонних организаций по аэродрому
Основной задачей сопровождения является реализация мер по предупреждению авиационно-транспортных происшествий (АТП) и повреждений ВС с участием сопровождаемых ТС сторонних организаций на территории аэродрома (маршруте следования). Сопровождение ТС сторонних организаций по аэродрому осуществляется с применением спецмашин сопровождения, оборудованных устройствами связи и проблесковыми огнями. В процессе сопровождения ТС сторонних организаций водитель спецмашины сопровождения обязан поддерживать устойчивую радиосвязь с диспетчером органа ОВД при выезде ТС на лётные полосы, рулёжные дорожки и другие рабочие площади.
Движение ТС по аэродрому за спецмашиной сопровождения является движением в колонне. Руководителем колонны является водитель спецмашины сопровождения, который несёт ответственность за безопасность движения колонны по аэродрому и указания которого по выполнению правил движения по аэродрому являются обязательными для всех участников колонны.
При сопровождении по аэродрому на спецмашине сопровождения должен быть включён ближний свет фар и проблесковые маячки независимо от времени суток и видимости, а на сопровождаемых транспортных средствах – ближний свет фар. При осуществлении сопровождения скорость движения ТС (колонны) при движении по аэродрому не должна превышать 20 км/час. Дистанция между сопровождающим и сопровождаемыми ТС не должна превышать 10 м.
Количество сопровождаемых ТС не должно превышать 3-х единиц для грузового транспорта и 5-ти единиц для легкового транспорта.
Запрещено:
- нарушать маршрут движения колонны, заданный спецмашиной сопровождения;
- обгонять спецмашину сопровождения;
- обгонять других участников колонны;
- производить самопроизвольную остановку;
- без необходимости выезжать из занимаемой полосы следования колонны.
Движение персонала и пассажиров
Передвижение пешком по перрону лиц, работа которых не связана с наземным обслуживанием ВС либо с выполнением служебных обязанностей на перроне – запрещено (на пропуске, выданном САБ должны стоять соответствующие отметки о зонах транспортной безопасности, где разрешено находится персоналу).
Пересекать стоянку ВС (даже в отсутствие на ней ВС) персоналу, не задействованному непосредственно в технологическом процессе обслуживания ВС, в выполнении служебных обязанностей на месте стоянки ВС – запрещено. Персоналу, передвигающемуся по перрону запрещено препятствовать, затруднять или каким-либо образом мешать движению ВС.
Персонал, передвигающийся по перрону при выполнении служебных обязанностей не должен препятствовать, затруднять или каким-либо образом мешать свободному движению ТС (за исключением лиц, регулирующих движение при посадке высадке пассажиров, а также лиц, осуществляющих контроль за движением транспортных средств и лиц, участвующих в технологическом процессе выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома).
Весь персонал, находящийся в границах перрона и перемещающийся пешком, независимо от вида деятельности, должен носить светосигнальные жилеты повышенной видимости (разрешается вместо светосигнальных жилетов использовать спецодежду со вставками цвета повышенной видимости и имеющие не менее 2 светоотражающих полос шириной минимум 50 мм.).
Любому персоналу, не зависимо от рода деятельности, запрещается перемещаться по ВПП и РД пешим порядком, кроме случаев, когда они задействованы в процессе буксировки ВС, технологическом процессе выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома, ВПП и РД или участвуют в аварийно-спасательных мероприятиях.
Перемещение пассажиров на перроне между ВС, зданием терминала или автобусом должно контролироваться лицами, осуществляющими наземное обслуживание.
На маршруте движения пассажиров не должно быть оборудования, а поверхность перрона должна быть очищена от предметов, препятствующих движению пассажиров.
Персонал должен контролировать перемещение пассажиров по определённым маршрутам движения.
Посадка и высадка пассажиров должны осуществляться через трап воздушного судна, самоходный трап, прицепной трап, телетрап, в том числе с использованием специального подъёмного устройства (амбулифта).
Установленный трап должен быть очищен от наледи и других веществ в целях предотвращения соскальзывания, падений, и других инцидентов, которые могут привести к телесным повреждениям пассажиров, экипажа и лиц, осуществляющих наземное обслуживание. Допускается отсутствие освещения в трапе, если трап не оборудован стационарным освещением.
Лица, осуществляющие наземное обслуживание, не должны допускать скопления пассажиров во время посадки на воздушное судно на трапе сверх нагрузки, допустимой эксплуатационной документацией трапа.
Поручни на верхней площадке трапа должны быть выдвинуты. В случае отсутствия освещения в трапе ступеньки трапа и место стоянки воздушного судна должны быть освещены.
Правила ведения радиообмена с автотранспортными и аэродромными средствами
Между службой движения и службами аэропорта должен осуществляться в соответствии постоянный радиообмен. Для ведения радиообмена каждому абоненту (машинам, выезжающим на лётное поле) присваиваются соответствующие позывные для автотранспортных и аэродромных средств. Работа абонентов на неразрешённых частотах и не присвоенных позывных категорически запрещается. Все переговоры руководителя полётов, диспетчера органа ОВД с ответственными лицами служб аэропорта при производстве работ на лётном поле должны вестись только по радиотелефонной связи и фиксироваться средствами объективного контроля. Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации утверждён приказом Минтранса России от 26.09.2012 г. № 362 (ФАП-362).
Радиопереговоры должны быть краткими, вестись с соблюдением правил произношения отдельных слов, чёткой дикцией, исключением “слов паразитов” и звуков запинания.
Правила ведения радиотелефонной связи должны соблюдаться всеми лицами, участвующими в обеспечении производства полетов на аэродроме, организующими контролирующими выполнение работ на летном поле с использованием спецтранспорта и/или средств механизации.
Лица, выполняющие такие работы, а также водители обязаны вести непрерывное прослушивание установленной частоты внутриаэропортовой связи, а при работах на лётной полосе ответственный за проведение работ на аэродроме обязан постоянно прослушивать радиообмен на частоте диспетчерского пункта аэродрома, осуществляющего диспетчерское обслуживание на ВПП.
Для ведения радиотелефонной связи каждому абоненту транспортного средства, выезжающему на лётное поле, присваиваются следующие позывные:
- “служебный” – машины должностных лиц с добавлением цифрового индекса (1, 2, 3 и т.п.), который определяется главным оператором аэропорта, применительно к конкретным должностным лицам;
- “сопровождение” (N) – машина сопровождения;
- “движение” (N) – машина ППРП (передвижной пункт руководителя полётов);
- “аэродромная” (N) – машина аэродромной службы;
- “метео” (N) – машина авиационной метеорологической станции гражданской (АМСГ);
- “радио” (N) – машина базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС);
- “свет” (N) – машина службы электросветотехнического обеспечения полётов (ЭСТОП);
- “охрана” (N) – машина ведомственной (вневедомственной) охраны;
- “ПАЛ” (N) – машина радиолаборатории;
- “служебный” (N) – машина для доставки авиационного персонала.
Водители при вызове по каналам авиационной электросвязи диспетчера органа ОВД должны назвать себя, используя присвоенный позывной, указать своё местонахождение и маршрут следования к месту работы.
Если диспетчер органа ОВД при выходе на связь водителя занят, то он об этом обязан сообщить словом “ждать”. Это означает, что водитель должен ждать вызова диспетчера и не начинать движение, пока не получит на это его разрешения.
Пример: «Старт», я «аэродромная». Нахожусь на малом перроне (кол- во машин), разрешите занять (пересечь) ВПП для работы по очистке (осмотр, ремонт и т.п.)».
«Аэродромная», я, «старт». Запрещаю, ждите».
«Старт», я, «аэродромная». Вас понял, запретили».
«Аэродромная, я, «старт». Занимайте ВПП, работайте по плану, контрольная связь через 15 минут».
«Старт», я, «аэродромная». Вас понял, занимаю ВПП (кол-во машин), связь через 15 минут».
При невозможности выдачи разрешения для следования ТС до запрашиваемого места диспетчер органа ОВД может разрешить проследовать в установленный им пункт, после остановки в котором водитель повторно запрашивает разрешение для движения к месту назначения.
✈️ Ни при каких обстоятельствах водитель транспортного средства не вправе пересекать лётную полосу, пока не получит и не подтвердит принятое на то разрешение. Доклад об освобождении лётной полосы передаётся немедленно после полного её освобождения.
Орган ОВД даёт разрешение на пересечение лётной полосы ТС в случае, если ВС, заходящее на посадку, имеет достаточный интервал до приземления или после приземления и пробега места пересечения лётной полосы.
Разрешение на пересечение лётной полосы запрашивается после остановки до границы критической зоны МС.
Когда ТС движется по рабочей площади аэродрома, может возникнуть необходимость информировать его водителя о возможной опасной ситуации, тогда следует дать указание его водителю на немедленные действия. Фразеология радиообмена предназначена для обеспечения ясного, чёткого и недвусмысленного радиотелефонного обмена. Установленные ФАПом образцы обычно отражают весь текст сообщения, но не исчерпывают все возможные ситуации, поэтому экипажи и диспетчеры могут при необходимости дополнять их разговорной речью. При использовании разговорного языка следует соблюдать те же принципы — ясность, чёткость и недвусмысленность.
✈️ Таким образом, Организация движения на аэродроме — это комплекс мероприятий, сочетающий технические, операционные и управленческие решения. Её эффективность зависит от чёткой регламентации зон ответственности, надёжной связи и координации между диспетчерскими и наземными службами, поддержания инфраструктуры в исправном состоянии, систем мониторинга и, не в последнюю очередь, высокой культуры безопасности всех участников процесса. Только всесторонний и системный подход обеспечивает безопасное и бесперебойное функционирование аэродрома.
P.S. В инструктивном материале ФАВТ в приложениях представлены типовые схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании ВС (по типам ВС) и Сигналы для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к ВС.
Пример:




Автор материала
@OksanaB.
Специалист по охране труда

