Благодаря усилиям всех участников процесса удаётся обеспечить безопасность пассажиров и экипажей.
Каждая отрасль обладает своей уникальной спецификой и процедурами обеспечения безопасности, однако авиация отличается особой ответственностью перед обществом. Высокая скорость, значительная высота и потенциальная катастрофичность возможных последствий требуют особого подхода и тщательного соблюдения всех норм и стандартов. Каждый работник аэропорта играет важную роль в обеспечении безопасной эксплуатации воздушных судов, способствуя сохранению жизней тысяч людей ежедневно.
В данной статье я расскажу, как осуществляется допуск водителей для работы в контролируемой зоне аэродрома.
Если обратиться к “нормативке”, то приказом Минтранса России от 29.07.2020 г. № 264 утверждён Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
При приёме на работу водителя нужно провести две важные процедуры:
- стажировку
- испытание
Они регулируются разными нормативными актами и имеют свои особенности. В плане стажировки я имею ввиду не постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
- Стажировка водителей спецмашин на перроне аэродрома
- Подготовка водителей спецмашин
- Виды транспортных средств с правом подъезда к ВС
- Виды транспортных средств без права подъезда к ВС и без права выполнения работ
- Виды транспортных средств с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома
- Передвижной пункт руководителя полётов
- Организация стажировки
- Практическая часть стажировки
- Окончание стажировки
- Допуск к самостоятельной работе
- Стажировка руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам
- Обязанности оператора аэродрома
- Допуск на аэродром сторонних организаций
- Резюме
Стажировка водителей спецмашин на перроне аэродрома
На аэродроме стажировка водителей регламентирована другим нормативным актом – Методическими рекомендациями «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома» (далее – Методические рекомендации), утв. письмом Росавиации от 21.03.2019 № Исх-8435/04. Они устанавливают порядок подготовки водителей спецтранспорта и средств механизации (далее – спецмашины) для работы на различных типах спецмашин, и руководителей подъездом (отъездом) спецмашинами к воздушным судам (далее – ВС) при работе в контролируемой зоне аэродрома.
Оператор аэродрома (оператор аэропорта, англ. airport operator) — хозяйствующий субъект, осуществляющий аэропортовую деятельность, имеющий и (или) использующий комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса либо части услуг в аэропортах. Оператор обеспечивает эксплуатацию аэродрома и его соответствие требованиям федеральных авиационных правил в целях обеспечения взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
На одном аэродроме может быть несколько операторов. Операторами могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Отдельно выделяется главный оператор — это хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
Водитель спецавтотранспорта и средств механизации – водитель, допущенный в установленном порядке порядке к вождению спецавтотранспорта и средств механизации по аэродрому.
Контролируемая зона – рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности (на основании «Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме»).
Руководитель подъездом (отъездом) – лицо, ответственное за руководство подъездом (отъездом) спецавтотранспорта и средств механизации при обслуживании воздушных судов, в установленном порядке допущенное к руководству подъездом (отъездом) спецавтотранспорта, средств механизации к (от) ВС и маневрированием спецавтотранспорта, средств механизации в зоне обслуживания ВС.
Спецмашины – спецтранспорт, средства механизации и другие транспортные средства (с двигателем или без него), предназначенные для наземного обслуживания воздушных судов, содержания аэродрома, перевозки людей и грузов по аэродрому, а также внутри складских и производственных помещений.
Зона обслуживания ВС – часть лётного поля аэродрома, предназначенная для обслуживания ВС и обозначенная восьмиугольником красного цвета или условной линией (вне обозначенных МС), проходящей на расстоянии не менее 10 м от крайних точек ВС.
Лётное поле – часть аэродрома, на которой расположена одна или несколько лётных полос, РД, перроны и площадки специального назначения.
Площадь маневрирования – часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлёта, посадки и руления воздушных судов.
Рабочая площадь – часть аэродрома, предназначенная для взлёта, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перронов.
Вернёмся к испытанию. Если кратко, то испытание водителя – обязательная проверка при приёме на работу (Порядок Минтранса от 29.07.2020 № 264):
- проводится до допуска к самостоятельному управлению;
- максимум – 3 месяца, на практике обычно 4-8 часов.
- работодатель устанавливает продолжительность и порядок;
- навыки отрабатываются на том же типе/модели ТС и маршруте, где будет работать водитель.
Проверка включает вождение в имитационных условиях и на дорогах общего пользования.
Испытание проводится под руководством водителя‑наставника, который за последний год не имел ДТП по своей вине и имеет стаж не менее 3 лет для легковых/грузовых ТС и не менее 5 лет для автобусов, трамваев, троллейбусов. По результатам оформляют лист испытания (форма произвольная) с данными водителя, ТС, наставника, датой/временем, испытательным периодом и заключением аттестованного специалиста о допуске или недопуске к самостоятельной работе.
✈️ Так как в аэропорту есть ТС, выезжающие на дороги общего пользования в связи со служебной необходимостью, – испытание водителей также должно проводится.
Подготовка водителей спецмашин
Теперь расскажу о подготовке водителей спецтранспорта и средств механизации (далее – спецмашины) для работы на различных типах спецмашин, и руководителей подъездом (отъездом) спецмашинами к воздушным судам (далее – ВС) при работе в контролируемой зоне аэродрома.
Выполнение требований Методических рекомендаций является обязательным для всех служб аэропорта, в том числе для сторонних организаций. К ним относятся юридические лица, временно осуществляющие строительные (ремонтные, наладочные и иные) работы в аэропорту (на аэродроме) в интересах оператора аэродрома по согласованию с ним, а также организации, которым оператором аэродрома разрешён периодический въезд в контролируемую зону аэродрома, в том числе с правом подъезда к воздушным судам (фельдъегерская связь, перевозка специальных и опасных грузов, подразделения Минобороны России, МВД России, МЧС России, других организаций).
Подготовку водителей всех операторов для работы в контролируемой зоне аэродрома проводит инженер (или группа) по организации безопасного движения службы спецавтотранспорта либо аэродромная служба оператора (инженер по БД).
Подготовка водителей включает в себя следующие процедуры:
- теоретическая подготовка;
- практическая стажировка;
- проверка знаний и принятие зачётов;
- допуск водителей к самостоятельной работе.
Водители готовятся трёх категорий:
- с правом подъезда к ВС;
- без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома;
- с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома.
Попытаюсь объяснить каждую категорию.
Виды транспортных средств с правом подъезда к ВС
- Мобильные трапы. Используются для высадки и посадки пассажиров из салона самолёта на землю или на специальные автобусы. Это наиболее распространённый вид транспорта, взаимодействующий непосредственно с самолетом.
- Самоходный телетрап – устройство машины позволяет поднимать на необходимую высоту для комфортного подъёма в самолёт. Специальный навес защищает пассажиров от снегодождя и ветра во время посадки и высадки, а ступеньки имеют нескользящую поверхность.
- Топливозаправщики – для заправки авиатопливом самолётов на месте стоянки. Они оснащены системой защиты от статического электричества и обеспечивают безопасный процесс подачи и слива топлива.
- АПА – автомобили, оснащённые специальным оборудованием для запуска двигателей самолёта при невозможности самостоятельного старта двигателя. Он же в просторечии “Апашка”.
- Подъёмники технического обслуживания. Используются специалистами наземных служб для осмотра и техобслуживания верхних частей фюзеляжа и крыльев самолёта.
- Санитарные и уборочные машины. Осуществляют очистку внутренних салонов самолётов от мусора, санитарную обработку кабин экипажа и пассажирского пространства. Для очистки, промывки баков туалетных отсеков авиатранспорта, а также для заливки воды и химических реагентов используют аэродромные ассенизационные машины.
- Буксировщики или аэродромные тягачи – служат для эвакуации неисправных самолётов, перемещения воздушных судов на места стоянки и обратно.
- Техпомощь на случай чрезвычайных ситуаций. Подразделяются на пожарные машины, аварийно-спасательную технику и медицинский транспорт, способный оперативно подъехать к борту в экстренных ситуациях.
- Деайсеры (машины для противообледенительной обработки ВС противообледенительной жидкостью (ПОЖ)).
- Багажная машина (багажный тягач – в быту с любовью зовётся “тамагочи”). В аэропорту предназначена для перемещения тележек с багажом, контейнеров и других грузов между терминалом и авиалайнерами. Тягач обеспечивает быструю и безопасную транспортировку багажа к самолётам и обратно.
- УГЗС.М — унифицированная газозарядная станция воздушных судов. Есть две машины: для медицинского кислорода и для азота. Помните “Наденьте маску на себя, потом на ребёнка”? Азот в авиации используется для заправки амортизационных стоек и пневматики, так как присутствие кислорода в системе с высоким давлением, при взаимодействии с маслом – взрывоопасно. Азот препятствует появлению коррозии и окислению элементов.
- Специальные водозаправочные машины, оснащённые накопительными баками из пищевой нержавеющей стали, дезинфицирующим и насосным оборудованием используются для заправки ёмкостей борта питьевой водой.
- Машины охраны и службы безопасности: патрульные автомобили охранных подразделений (ГБР ПТБ САБ). Гроза всех посторонних и подозрительных лиц в аэропорту.
- и другие…
Все перечисленные средства механизации действуют строго в рамках установленных процедур и нормативных документов, регулирующих работу на перроне и близкое взаимодействие с самолётами.
Виды транспортных средств без права подъезда к ВС и без права выполнения работ
Без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома – некоторые службы аэропорта, например служба ЭРТОС, которые обслуживают объекты РТОП, сторонние организации, выполняющие работы в контролируемой зоне аэродрома.
Транспорт общего назначения:
- легковые автомобили сотрудников администрации и служб управления аэропортом;
- автобусы и микроавтобусы для перевозки персонала;
- грузовые автомобили, используемые для доставки материалов и оборудования внутри территории аэропорта, но не имеющие прямого отношения к обслуживанию воздушных судов или эксплуатации лётного поля аэродрома.
Вспомогательные машины и оборудование:
- специализированные погрузчики и подъёмники, применяемые исключительно для складских и хозяйственных нужд;
- техника для уборки помещений административных зданий, технических зон и прилегающих территорий;
- генераторы электроэнергии и другое аварийное и резервное оборудование, которое применяется вне зоны непосредственной эксплуатации летного поля;
- машина орнитологической службы. С наружными динамиками. Из них разносится запись криков птиц, которые распугивают пернатых на территории аэродрома;
- и другие…
Эти машины имеют ограниченный доступ на территорию аэродрома и не допускаются непосредственно к зонам посадки-высадки пассажиров, обслуживания воздушных судов и ремонта авиационной техники. Их эксплуатация осуществляется согласно внутренним правилам и регламентам конкретного авиапредприятия.
Виды транспортных средств с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома
С правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома:
- Снегоуборочная техника. Применяется зимой для удаления снежных масс и льда на элементах лётного поля аэродрома.
- Уборочно-подметальные машины. Предназначены для очистки поверхностей аэродрома от посторонних предметов, пыли и грязи. Используют вакуумные системы сбора мелких частиц и твёрдых отходов, предотвращают возникновение опасностей для движения самолётов.
- Асфальтоукладчики и катки. Применяются при ремонте или реконструкции покрытий ИВПП (ВПП аэродрома с искусственным покрытием). Выполняют укладку нового слоя асфальтового покрытия и уплотняют поверхность.
- Ремонтные автокраны и экскаваторы. Принимают участие в ремонтных работах на площадках аэродрома, устраняют повреждения покрытия и проводят строительные мероприятия по восстановлению инфраструктуры.
- Спецмашины, которые устанавливают светосигнальное оборудование, маркируют границы посадочных полос, мест стоянок ВС и направления движения. В процессе эксплуатации аэродрома должно осуществляться обновление маркировки, посредством которого обеспечивается её видимость.
- И другие…
Эксплуатационное содержание включает комплекс мероприятий по уходу за территорией аэродрома и обеспечению готовности лётного поля к регулярным операциям. Все указанные транспортные средства управляются специально подготовленными водителями и механиками, соблюдая нормы и правила безопасности, установленные соответствующими инструкциями и стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Работы по эксплуатационному содержанию аэродромов по решению оператора аэродрома допускается выполнять с привлечением подрядных организаций. Работы на площади маневрирования должны проводиться по согласованию с органом ОВД и под руководством лица, назначенного оператором аэродрома.
Передвижной пункт руководителя полётов
Есть ещё передвижной пункт руководителя полётов (ППРП) или автомобиль руководителя полётов.
Организация стажировки
Перед началом подготовки каждому водителю оформляют листы стажировки на каждый тип/марку спецмашины, на которой он будет работать. Исключение — водители для работы на аэродроме без права подъезда к ВС: им листы оформляют по категориям, разрешённым водительским удостоверением. В период теоретической и практической стажировки листы должны быть у водителя.
Формы листов стажировок установлены Методическими рекомендациями.
При теоретической подготовке с водителями изучаются:
- конструкция спецмашины, для работы на которой он подготавливается;
- технология взаимодействия служб, обеспечивающих полёты;
- требования по охране труда при эксплуатации и ремонте спецмашин;
- правила движения спецмашин на перронах, МС и РД аэродрома;
- схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;
- правила (инструкция) по эксплуатации радиостанций внутриаэропортовой связи и фразеологии радиообмена;
- правила подъезда (отъезда) спецмашин к (от) ВС;
- меры по обеспечению авиационной безопасности.
Практическая часть стажировки
Практическую стажировку водителей проводят опытные водители-наставники, назначаемые приказом оператором аэродрома или операторами по наземному обслуживанию. Наставники вправе стажировать только на тех марках спецтехники, на которых они сами работают, что подтверждено записью в их талоне на право вождения спецмашины по аэродрому.
✈️ При вводе новых типов спецмашин, ранее не использовавшихся в аэропорту, обучение водителей-наставников осуществляется специалистами завода-изготовителя или в других аэропортах, где эта техника уже применяется.
✈️ Стажировка водителей спецмашин с правом подъезда к ВС – в объёме не менее 8 рабочих смен, из них 2 смены ночью, с выполнением всего цикла технологических операций при обеспечении обслуживания ВС на каждом типе (марке) спецмашин. Отработка навыков подъезда (отъезда) спецмашин к ВС проводится на специальных площадках, на которых изображены контуры конструкций ВС, наиболее подверженных повреждениям.
Практическая стажировка водителей организовывается к имеющимся на аэродроме в период стажировки типам ВС. Для остальных типов ВС, включённых в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома, проводится теоретическое изучение мест расположения точек обслуживания ВС и их особенностей.
✈️ Стажировка водителей аэродромных спецмашин, с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома (лётная полоса, РД, перроны, МС) – в объёме не менее 8 рабочих смен, из них 2 смены ночью, с выполнением всего цикла технологических операций по эксплуатационному содержанию аэродрома на каждом типе (марке) машин. Группирование спецмашин при подготовке не допускается.
✈️ Стажировка водителей спецмашин без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома – в объёме не менее 3 рабочих смен, из них 1 смена ночью, с движением во всех зонах аэродрома, за исключением пересечения лётной полосы и движения по рулёжным дорожкам, на спецмашинах в соответствии с категориями на транспортные средства, разрешённых водительским удостоверением.
Окончание стажировки
Сведения о прохождении теоретической подготовки и практической стажировки вносятся в лист стажировки по окончании каждой смены лицами, проводившими обучение, и заверяются их подписями.
По окончании практической стажировки листы стажировки водителем сдаются инженеру по БД оператора аэродрома.
Проверка знаний и принятие зачётов у водителей по итогам проведённых теоретической подготовки и практической стажировки осуществляется квалификационной комиссией, определяемой приказом оператора аэродрома.
В состав квалификационной комиссии включаются:
- инженер БД;
- представитель инспекции по безопасности полётов аэропорта;
- должностные лица служб (подразделений) оператора аэродрома, операторов по наземному обслуживанию, эксплуатирующих спецтранспорт, в интересах которых подготавливаются водители;
- другие должностные лица (при необходимости) по решению оператора аэродрома.
Комиссию возглавляет заместитель руководителя оператора аэродрома, курирующий наземные службы аэропорта или другое должностное лицо, определенное оператором аэродрома.
Результаты проверки знаний водителей оформляются протоколами, форма которого утверждена Методическими рекомендациями.
Допуск к самостоятельной работе
Допуск водителей к самостоятельной работе на аэродроме оформляется приказом оператора аэродрома по итогам проверки знаний водителей.
На основании приказа в зависимости от предназначения спецтехники водителям выдаются талоны на право вождения спецмашин по аэродрому (далее – талон), образцы которых представлены в Методических рекомендациях:
- на право вождения спецмашин по аэродрому и обеспечения обслуживания воздушных судов (с правом подъезда к ВС);
- на право вождения спецмашин по аэродрому (без права подъезда к ВС и выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома);
- на право вождения спецмашин по аэродрому (с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного поля аэродрома).
Талон оформляется и выдаётся инженером по БД оператора аэродрома.
Талоны выдаются бессрочно водителям оператора аэродрома и водителям операторов по наземному обслуживанию (исключение – сотрудники сторонних организаций) на весь период работы в данном аэропорту независимо от смены им места работы (в другой службе, другом юридическом лице).
Учет ведёт инженер по БД оператора в специальном журнале с указанием:
- ФИО водителя; наименования юрлица;
- номера и даты приказа о допуске;
- номера талона;
- типов спецмашин, допущенных к работе;
- типов ВС, к которым разрешён подъезд.
В талонах фиксируются отметки о нарушениях правил движения по аэродрому. При трёх отметках талон изымается. Повторный допуск возможен после стажировки, проверки квалификационной комиссией и оформления приказа оператора с выдачей нового талона. При отсутствии места в талоне для дополнительных записей оформляется вкладыш и регистрируется в журнале выдачи талонов. При утрате талона дубликат выдается по приказу оператора после служебного расследования обстоятельств утраты талона.
Стажировка руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам
Подготовка руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам проводится аналогично подготовке водителей.
Стажировка руководителей подъездом (отъездом) должна составлять не менее 3 рабочих смен, из них 1 смена в тёмное время суток.
Руководители подъездом (отъездом) также как и водители проходят предсменный и послесменный медицинский осмотр в установленном порядке.
Обязанности оператора аэродрома
Оператор аэродрома при подготовке водителей и спецавтотранспорта (спецмашин), используемых для эксплуатационного содержания элементов аэродрома в ОЗП, ВЛП, должен:
- обеспечить подготовку персонала;
- провести занятия (дополнительное обучение) по изучению особенностей содержания аэродрома в различные периоды года;
- подготовить спецавтотранспорт (спецмашины) к работе в ОЗП, ВЛП, провести техническое обслуживание (далее – ТО) и ремонт для работы в ОЗП, ВЛП, создать запас горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ);
- подготовить к ОЗП, ВЛП технические помещения для спецавтотранспорта (спецмашин), комнаты для отдыха дежурной смены, задействованной для уборки аэродрома;
- подготовить запас расходных материалов для работы в ОЗП, ВЛП.
Допуск на аэродром сторонних организаций
Порядок допуска техники сторонних организаций в контролируемую зону аэродрома определяется инструкцией, утверждаемой оператором аэродрома.
Для каждой сторонней строительной организации в каждом конкретном случае, разрабатывается схема движения техники к местам проведения работ.
Движение техники сторонних строительных организаций в контролируемой зоне аэродрома осуществляется в сопровождении должностного лица службы оператора аэродрома, оператора по наземному обслуживанию, в интересах которых проводятся работы.
Контроль за работой сторонней строительной организации на аэродроме осуществляет также должностное лицо аэродромной службы оператора аэродрома, как ответственное лицо за эксплуатационное содержание аэродрома.
Для водителей сторонних организаций, регулярно работающих на аэродроме, по решению оператора аэродрома может быть проведено их обучение по программе подготовки водителей без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию лётного аэродрома. В необходимых (исключительных) случаях, по решению оператора аэродрома, водители сторонних организаций могут быть подготовлены для работы на аэродроме с правом подъезда к ВС.
После проведённой подготовки водителям сторонних организаций выдаётся талон на право вождения спецавтотранспорта (механизма) по аэродрому (без права подъезда к ВС, с правом подъезда к ВС) сроком на 6 месяцев, по истечению которого проводится повторная проверка знаний водителей и принятие у них зачётов по правилам работы на аэродроме.
Перед началом работ, с представителями сторонних организаций (руководителями работ, водителями спецавтотранспорта (механизмов), допущенных для работы в контролируемой зоне аэродрома, инженером по БД оператора аэродрома проводится их инструктаж под расписку в специальном журнале, с предупреждением об ответственности за нарушение правил движения по аэродрому. Перед началом работ на аэродроме, выполняемых привлекаемыми организациями, исполнители работ должны быть проинструктированы о требованиях по безопасности полетов ВС под подпись.
Резюме
Таким образом, подготовка водителей в аэропорту направлена на формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих безопасность полётов и эффективность наземного обслуживания воздушных судов.
Она включает комплекс мероприятий:
- первичное обучение
- стажировку
- регулярную переподготовку
- контроль знаний.
Особое внимание уделяется практической отработке навыков, изучению маршрутов и особенностей аэродромной инфраструктуры. Система контроля позволяет своевременно выявлять недостатки и предотвращать риски, обеспечивая высокий уровень безопасности и качества услуг аэропортового комплекса.

Автор материала
@OksanaB.
Специалист по охране труда

