7 советов преподавателям по охране труда и не только

За годы практики у меня накопились советы для преподавателей, которыми я хочу поделиться. Возможно, для кого-то они покажутся очевидными, но, к моему удивлению, многие преподаватели пренебрегают даже самыми простыми вещами.

Более десяти лет я посвятила себя охране труда. Мой путь начался в заснеженной Сибири и продолжился в динамичной Москве. И год за годом в моих обязанностях неизменно присутствует работа с преподавателями – целый мир, полный нюансов: от кропотливого отбора до составления расписаний, получения обратной связи и многого другого.

За годы практики у меня накопились советы для преподавателей, которыми я хочу поделиться. Возможно, для кого-то они покажутся очевидными, но, к моему удивлению, многие преподаватели пренебрегают даже самыми простыми вещами.

Будьте экспертом в своём деле

Звучит логично, правда? Но вы не представляете, сколько резюме приходят ко мне, вызывая лишь недоумение. Открываешь, а там – человек-оркестр, «профи» во всем: и охрана труда (все программы!), и пожарная безопасность, и промышленная, да ещё и пятьсот рабочих специальностей в придачу. Такие резюме отправляются в корзину моментально. Почему? Да потому что не бывает универсальных солдат!

Не стыдно признаться, что вы готовы преподавать 46А, но не 46В. Это нормально! Гораздо хуже нести околесицу на занятиях, а потом краснеть.

P.S. Я регулярно посещаю занятия и часто испытываю испанский стыд.

Структура обучения – это фундамент!

Да, существуют учебные планы и программы, но, положа руку на сердце, когда вам говорят, что за 4 часа нужно охватить программу, рассчитанную на 16-20 часов, учебный план отходит на второй план. Но структура остаётся критически важной! Нельзя скакать с темы на тему. Ваш диалог со слушателями должен быть логичным и последовательным, словно нить Ариадны, ведущая к знаниям.

Готовьтесь к занятиям

Изучите компанию, её специфику, нормативную базу, регулирующую её деятельность. Поверьте, порой там можно найти массу интересного!

А если время на обучение ограничено, не стесняйтесь позвонить ответственному лицу со стороны заказчика и уточнить, какие вопросы из учебного плана для них наиболее важны. Ведь цель – дать максимум полезной информации.

Визуализация – ваш союзник

Сегодня мало кто обходится без презентации, но помните – это лишь опора. Не стоит перегружать её цитатами из законодательства. Избыток текста отвлекает слушателей, они начинают читать, а вы становитесь неинтересны.

Если боитесь забыть важную статью – сделайте себе конспект.

И не забывайте о стиле! В наш век визуальной культуры “картинка” имеет значение. Если нет возможности обратиться к дизайнеру, помните хотя бы о “правиле трёх“:

  • три цвета
  • три размера шрифта
  • три зоны слайда

Используйте анимацию, но в меру, и не бойтесь экспериментировать с современными приёмами, например, “трансформацией”. Об этом можно написать отдельную статью. Хотите?

Дайте людям возможность высказаться

Они же дают вам такую возможность.

Или вы боитесь вопросов, на которые не сможете ответить? Даже если такой и возникнет, обменяйтесь контактами, изучите вопрос и дайте развёрнутый ответ позже. Не страшно чего-то не знать в моменте. Важно стремление к истине.

Собирайте обратную связь. Анонимную

Используйте современные сервисы, например, Яндекс.Формы. Создайте анкету и разместите QR-код на последнем слайде. Не бойтесь узнать о себе что-то новое. Конструктивная критика – двигатель прогресса.

Самый важный совет

И, наконец, самый важный совет: говорите с людьми на понятном языке. Я понимаю, порой сложно объяснить нормативные акты простыми словами, но старайтесь избегать канцеляризмов и заумных формулировок, как в ответах Минтруда, которые невозможно прочитать. Помните, большинство ваших слушателей не работают с нормативкой ежедневно.

    С уважением к вам и вашему делу! Успехов!

    7 советов преподавателям по охране труда и не только

    Автор материала
    Frangelika

    Работаю в группе компаний (9 организаций), которые оказывают разные услуги бизнесу: от сертификации и испытания оборудования до обучения.

    Комментарии: 5
    Олимпокс
    17 минут
    3

    От того, что эти советы очевидные, они не становятся менее правильными)) Действительно, слишком многие ими пренебрегают или прикрываются надуманными обоснованиями. “У меня на слайде вся важная информация, это все нужно знать!” (на просьбу добавить хоть немного воздуха в слайды). “Так написано в нормативке, я не имею право ее трактовать!” (на просьбу объяснить требование своими словами).

    Отлично “правило – трёх”… А то некоторые презентации смотришь и действительно – испанский стыд))) Про перегрузку слайдов информацией – тоже поддерживаю! А еще испанский стыд – когда преподаватель просто перечитывает все то, что есть на слайде… Но такой формат часто бывает, увы…
    Отличные советы!!!

    Регина Полянских
    автор
    1 час
    1

    Однажды, еще в самом начале своего пути был у меня такой случай: пригласили мы преподавателя, на собеседовании он все очень красиво рассказывал, видно было что в теме человек, ОТ знает и понимает. Но на первом занятии, он открыл презентацию и где-то конечно пояснял и что-то дополнял, но когда я зашла послушать/посмотреть я услышала вот такое пояснение “Ну это вы и без меня знаете и прочитать слайд сможете”, я просто выпала в осадок на месте. На следующий день у этой же компании было обучение, вести уже пришлось его мне. Благо это мое основное направление было и я пригласила преподавателя просто потому что мне нужно было высвободить свое время. С тех пор я тестирую каждого преподавателя до первого обучения официального.

    Я человек-оркестр в работе. Но с Вами соглашусь: выполнять обязанности и преподавать – слишком разные вещи. Преподавать многие программы «вот прям щас» я не смогу грамотно, несмотря на опыт. В любом случае это будет перестройка меня и отказ от чего-то. Преподавать по всем тем направлениям, по которым работаю – глупо, тупо и вредно.
    И вообще, быть хорошим работником ≠ быть хорошим преподавателем. Я сама так думала недавно, что я уж точно смогу. И хорошо, что на том этапе отказалась от предложения быть преподавателем в УЦ. Вовремя осознала, что это профессия и большой труд, а не забежать на лекцию между делом. Иначе был бы испанский стыд.
    Спасибо за полезный материал!

    Олимпокс
    29 минут
    1

    быть хорошим работником ≠ быть хорошим преподавателем

    Именно так! Сталкиваемся с этим регулярно при подборе новых членов команды. Очень часто грамотные специалисты с большим опытом не могут написать связанный текст и изложить нормативку своими словами. А что уж говорить о преподавании!