Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в организации

В статье будут рассмотрены основные вопросы о задачах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также необходимый перечень документов, разрабатываемый в организациях.

«ЧС» и «ГО» — два направления, которые идут рука об руку и неразрывно связаны между собой. Для того, чтобы не путаться в понятиях и направлениях предлагаю использовать следующее понятие:

Гражданская оборона и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций имеет две системы:

  1. ГО — военное время;
  2. РСЧС — система, предназначенная для обеспечения безопасности населения в мирное время.

В статье будут рассмотрены основные вопросы о задачах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также необходимый перечень документов, разрабатываемый в организациях.

РСЧС

Задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций решаются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) функционирует на:

  • федеральном;
  • межрегиональном;
  • муниципальном;
  • объектовом уровнях.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основные задачи РСЧС закреплены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ  (ст. 4).

К ним относятся:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах;
  • организация оповещения населения о ЧС и информирования населения о ЧС, в том числе экстренного оповещения населения;
  • прогнозирование угрозы возникновения ЧС, оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования РСЧС и включают в себя координационные органы РСЧС, постоянно действующие органы управления РСЧС и органы повседневного управления РСЧС (ст. 4.1).

Координационными органами РСЧС на объектовом уровне являются КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Какие организации создают в обязательном порядке КЧС и ОПБ?

 Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо ознакомится с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановлением утверждено Положение о РСЧС, которое определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования РСЧС.

Приложением к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Если при изучении вышеуказанного мной перечня вы нашли своё ведомство, значит в полномочия вашей организации, вероятнее всего, входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС — КЧС и ОПБ создаётся.

При наличии критически важных объектов и ПОО также КЧС и ОПБ создаётся.

Для остальных — на усмотрение руководителя организации.

Какие документы должны быть во всех организациях?

Рассмотрим основные документы по линии ЧС без углубления в особенности законодательства в области промышленной безопасности (если только совсем чуть-чуть):

  • приказ о назначении уполномоченного по ЧС (смело объединяйте в один приказ с уполномоченным по ГО, не забывайте о необходимости получения повышения квалификации);
  • организация инструктажа по ЧС (рекомендую объединить с инструктажем по ГО);
  • журнал инструктажей (не запрещается вести один по ГО и ЧС);
  • план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (разрабатывается ежегодно, подлежит согласованию с отделом ГО и ЧС муниципального образования);
  • если создаётся КЧС и ОПБ (приказ, положение, план работы на год, протоколы заседаний, обучение в УЦ председателя и всех членов КЧС и ОПБ);
  • план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации;

План действий организаций разрабатывается организациями:

  • отнесёнными в соответствии с законодательством Российской Федерации к КВО и (или) ПОО;
  • эксплуатирующими ПОО классов опасности III и IV;
  • имеющими места массового пребывания людей, определённые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • численность работников которых составляет 50 чел. и более;
  • иными организациями, определяемыми в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
  • организации, не подпадающие под условия, перечисленные выше, разрабатывают инструкцию по действию работников организации при угрозе возникновения и возникновении ЧС;
  • схема оповещения при ЧС;
  • проведение тренировок (приказ, календарный план, план тренировки, акт);
  • приказ о функциональной подсистеме РСЧС организации (если в полномочия вашей организации входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС);
  • соглашение об обмене информацией с ЕДДС вашего города;
  • приказ о создании ДДС организации (приказ, положение, функциональные обязанности, обучение в УЦ);
  • приказ о создании материальных и финансовых резервов (можно объединить с аналогичным приказом по ГО), в том числе СИЗ (противогазы должны иметь не все организации);
  • в некоторых случаях создание системы оповещения (документация обширная, требует отдельного анализа);
  • в некоторых случаях создание НАСФ, АСФ или заключение договоров с ПАСФ.
  • в некоторых случаях на базах организаций создаются формирования которые входят в РСЧС города, например: аварийные звенья у ресурсников (электроснабжение, водоканал, теплоснабжение и т.п.) или бригады скорой медицинской помощи у учреждений здравоохранения.

Крайне рекомендую ознакомиться с проверочным чек-листом по ЧС (приказ МЧС от 4 февраля 2022 г. № 62).

Комментарии: 3
андрей
10 дней
3

Специалисту по ОТ, которому еще и не платили за ГО, поэтому она без спецодежды и без огонька в глазах

Лицо специалиста, когда ЧС всё-таки случилась, прям вот натуральную боль передает.

Юлия Реутова
2

или специалиста по охране труда, который согласился всё это совмещать, потому что «все так делают» и «у нас никогда ничего не случалось»