«ЧС» и «ГО» — два направления, которые идут рука об руку и неразрывно связаны между собой. Для того, чтобы не путаться в понятиях и направлениях предлагаю использовать следующее понятие:
Гражданская оборона и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций имеет две системы:
- ГО — военное время;
- РСЧС — система, предназначенная для обеспечения безопасности населения в мирное время.
В статье будут рассмотрены основные вопросы о задачах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также необходимый перечень документов, разрабатываемый в организациях.
РСЧС
Задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций решаются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) функционирует на:
- федеральном;
- межрегиональном;
- муниципальном;
- объектовом уровнях.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основные задачи РСЧС закреплены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ст. 4).
К ним относятся:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах;
- организация оповещения населения о ЧС и информирования населения о ЧС, в том числе экстренного оповещения населения;
- прогнозирование угрозы возникновения ЧС, оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования РСЧС и включают в себя координационные органы РСЧС, постоянно действующие органы управления РСЧС и органы повседневного управления РСЧС (ст. 4.1).
Координационными органами РСЧС на объектовом уровне являются КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Какие организации создают в обязательном порядке КЧС и ОПБ?
Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо ознакомится с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановлением утверждено Положение о РСЧС, которое определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования РСЧС.
Приложением к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если при изучении вышеуказанного мной перечня вы нашли своё ведомство, значит в полномочия вашей организации, вероятнее всего, входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС — КЧС и ОПБ создаётся.
При наличии критически важных объектов и ПОО также КЧС и ОПБ создаётся.
Для остальных — на усмотрение руководителя организации.
Какие документы должны быть во всех организациях?
Рассмотрим основные документы по линии ЧС без углубления в особенности законодательства в области промышленной безопасности (если только совсем чуть-чуть):
- приказ о назначении уполномоченного по ЧС (смело объединяйте в один приказ с уполномоченным по ГО, не забывайте о необходимости получения повышения квалификации);
- организация инструктажа по ЧС (рекомендую объединить с инструктажем по ГО);
- журнал инструктажей (не запрещается вести один по ГО и ЧС);
- план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (разрабатывается ежегодно, подлежит согласованию с отделом ГО и ЧС муниципального образования);
- если создаётся КЧС и ОПБ (приказ, положение, план работы на год, протоколы заседаний, обучение в УЦ председателя и всех членов КЧС и ОПБ);
- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации;
План действий организаций разрабатывается организациями:
- отнесёнными в соответствии с законодательством Российской Федерации к КВО и (или) ПОО;
- эксплуатирующими ПОО классов опасности III и IV;
- имеющими места массового пребывания людей, определённые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- численность работников которых составляет 50 чел. и более;
- иными организациями, определяемыми в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
- организации, не подпадающие под условия, перечисленные выше, разрабатывают инструкцию по действию работников организации при угрозе возникновения и возникновении ЧС;
- схема оповещения при ЧС;
- проведение тренировок (приказ, календарный план, план тренировки, акт);
- приказ о функциональной подсистеме РСЧС организации (если в полномочия вашей организации входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС);
- соглашение об обмене информацией с ЕДДС вашего города;
- приказ о создании ДДС организации (приказ, положение, функциональные обязанности, обучение в УЦ);
- приказ о создании материальных и финансовых резервов (можно объединить с аналогичным приказом по ГО), в том числе СИЗ (противогазы должны иметь не все организации);
- в некоторых случаях создание системы оповещения (документация обширная, требует отдельного анализа);
- в некоторых случаях создание НАСФ, АСФ или заключение договоров с ПАСФ.
- в некоторых случаях на базах организаций создаются формирования которые входят в РСЧС города, например: аварийные звенья у ресурсников (электроснабжение, водоканал, теплоснабжение и т.п.) или бригады скорой медицинской помощи у учреждений здравоохранения.
Крайне рекомендую ознакомиться с проверочным чек-листом по ЧС (приказ МЧС от 4 февраля 2022 г. № 62).
Специалисту по ОТ, которому еще и не платили за ГО, поэтому она без спецодежды и без огонька в глазах
Лицо специалиста, когда ЧС всё-таки случилась, прям вот натуральную боль передает.
или специалиста по охране труда, который согласился всё это совмещать, потому что «все так делают» и «у нас никогда ничего не случалось»