Регуляторный форсаж. Динамика обращений предприятий по предписаниям за хранение ЛВЖ и спирта в 2024–2025 годах

Что изменилось в сфере хранения веществ и что нас ждёт в 2026 году - мнение экспертов АЙБИПИ.

2024-2025 годы стали переломными в государственном контроле за безопасностью при работе с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) и этиловым спиртом. Активность МЧС и Ростехнадзора резко возросла. Число проверок, а вслед за ними и выданных предписаний, подскочило более чем на 30%, по нашим внутренним данным.

Бизнес обращается за техническими решениями уже после получения официальных предписаний, а не во время плановой модернизации. Регуляторы больше не проявляют терпимости. Они сменили профилактику на принуждение к немедленному исправлению.

Компании, откладывавшие инвестиции, вынуждены экстренно тратить средства на CapEx и OpEx в сжатые сроки. Это дорогая реактивная модель. Она указывает на то, что законы и механизмы контроля работают жёстче, требуя от промышленных объектов повышенной дисциплины.

Капитальные расходы (CapEx, от англ. Capital Expenditures) — это инвестиции компании в приобретение, модернизацию или строительство долгосрочных активов.

Операционные затраты (OpEx, от англ. Operating Expenditures) — это регулярные расходы компании, необходимые для ежедневного функционирования бизнеса.

Причины. Законодательная трансформация и прецеденты

Ужесточение надзора вызвано тремя мощными системными факторами, изменившими регуляторное поле.

Цифровизация и скорость надзора

Основным двигателем стала цифровизация. Постановление Правительства РФ от 18.07.2024 № 980 ввело новые правила ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ). Этот документ ускорил и оцифровал надзор.

Теперь решения о проверках, профилактических мероприятиях и предостережениях принимаются и подписываются электронно через ЕРКНМ. Любое нарушение моментально фиксируется в публичном реестре. Предписания и предостережения сопровождаются QR-кодом, ведущим на страницу реестра. Надзор перешёл в режим «высокой скорости». Промедление с устранением нарушений несёт репутационные и финансовые риски.

Актуализация нормативов и фокус на спирте

Регуляторы активизировали целевые проверки на соответствие объектов требованиям пожарной безопасности, опираясь на Техрегламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ №123) и Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 “(ред. от 03.02.2025) “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации”.

Особый акцент сделан на этиловом спирте. Этанол – ЛВЖ 1 класса опасности с низкой температурой вспышки (+13 °C). Хранение спирта регулируется не только общими нормами, но и строжайшими требованиями закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта (ФЗ №171) при помощи Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Нарушение правил хранения спирта – это автоматическое нарушение лицензионных условий. Реакция надзора немедленная и жёсткая.

Резонансные инциденты

Катализатором послужили громкие промышленные аварии и пожары, связанные с ЛВЖ. Чрезвычайные ситуации создали высокий общественный запрос на ужесточение контроля. Они инициировали целевые внеплановые проверки, особенно на взрывопожароопасных объектах.

Доказательная база. Типичные пробелы в безопасности

Анализ формулировок, используемых в предписаниях, позволяет выделить наиболее частые и опасные нарушения.

Основные области системных нарушений

1. Нарушение взрывозащиты и вентиляции. Это самый острый вопрос для ЛВЖ. Пары ЛВЖ и спирта тяжелее воздуха. Они скапливаются у пола, образуя взрывоопасную среду. Главные нарушения:

  • Отсутствие или неисправность приточно-вытяжной вентиляции во взрывобезопасном исполнении.
  • Использование обычного, не взрывозащищённого электрооборудования (освещения, розеток) в зонах хранения. Это прямое нарушение ФЗ №123 и требований в области электробезопасности.

2. Несоответствие зонирования. Многие склады используют устаревшие помещения, не соответствующие нормам проектирования. Частые ошибки:

  • превышение допустимых объёмов хранения ЛВЖ;
  • совместное хранение с несовместимыми веществами (окислителями, кислотами);
  • предписания часто ссылаются на несоблюдение ВСН 13-2002. Ведомственные нормы “Инструкция по проектированию взрывопожароопасных производств спиртовых, ликёроводочных и коньячных предприятий пищевой промышленности”и СП 12.13130.2009. “Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности”. Например, запрет на хранение ЛВЖ в подвалах.

3. Нарушения учёта (для спирта). Надзор строго следит за лицензионными требованиями при обороте спирта свыше 200 декалитров в год. Типовые предписания:

  • отсутствие автоматизированного учёта спирта, передаваемого в ЕГАИС;
  • использование негерметичной тары (например, перелив спирта в пластик вместо антикоррозийной металлической упаковки).

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечёт административную ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ “Нарушение требований пожарной безопасности”. Штрафы для юрлиц могут достигать 800 000 рублей, также возможна приостановка деятельности.

Нормативные акты и типовые нарушения (2024-2025)

Регуляторный форсаж. Динамика обращений предприятий по предписаниям за хранение ЛВЖ и спирта в 2024–2025 годах

Кейсы: уроки вынужденной скорости

Участившиеся обращения за срочным устранением предписаний ярко иллюстрируют высокую цену промедления.

Ситуация 1. Экстренное хранение спирта в фармацевтике

Распространённый сценарий: крупное предприятие получает предписание МЧС или Росалкогольрегулирования.

Основная претензия: хранение спирта не соответствует ВСН 13-2002 и ФЗ № 171.

Сроки устранения жёсткие – несколько недель. Промедление грозит остановкой производства и миллионными убытками. Бизнес вынужден экстренно инвестировать в CapEx: проектировать и монтировать модульные склады ЛВЖ со взрывозащитой и локализацией проливов.

Вывод прост: вынужденные экстренные затраты всегда превышают плановые инвестиции.

Ситуация 2. Нарушение зонирования и электробезопасности

Многие цеха получают штрафы за нарушение электробезопасности и зонирования. В кладовых хранят ЛВЖ в объёмах, превышающих сменную норму, или используют помещения без класса взрывоопасной зоны.

Частые формулировки: “Нет пожарной сигнализации” или “Нарушены требования к электроснабжению в зоне хранения”.

Штрафы по ст. 20.4 КоАП РФ (до 800 тыс. рублей) заставляют предприятия срочно покупать специализированное оборудование: противопожарные шкафы со сплошными стенками, устойчивыми к коррозии.

Прогноз на 2026 год

Тенденции 2024-2025 годов позволяют сделать чёткий прогноз: в 2026 году контроль будет только усиливаться, становясь комплексным и автоматизированным.

Ответственность и качество проектирования

Руководители ответят лично. Ожидается усиление персональной ответственности должностных лиц за систематическое несоблюдение норм.

Ростехнадзор и МЧС сосредоточатся на качестве проектной документации. Требования к экспертизе и соответствию новых объектов нормам ВСН 13-2002 и актуальным СП будут ужесточаться. Это означает, что любое техперевооружение потребует безупречного соответствия проектных решений всем нормативам.

Цифровизация и превентивный мониторинг

Продолжится курс на полную цифровизацию надзора, заданный Постановлением № 980. Интеграция ГИС “ТОР КНД” и ЕСГМУ позволит надзору быстрее выявлять потенциальные зоны риска.

Методики расчёта пожарных рисков ужесточат. Контроль за учётом этанола в ЕГАИС будет вестись почти в режиме реального времени. Цифровой надзор сократит время между фиксацией нарушения и выдачей предписания.

Тренд на экологичность и культуру безопасности

Наблюдается смещение вектора в сторону комплексной безопасности, включающей экологический комплаенс. Усилится контроль за предотвращением вреда, соблюдением требований к герметичности хранения и защите от проливов (СанПиН 1.2.3685-21).

Кроме этого, в 2026 году будут проверять не только техническое оснащение («железо»), но и документированное подтверждение регулярного обучения персонала и ведения строгого учёта движения ЛВЖ.

Стратегический выбор бизнеса

Контроль стал цифровым, быстрым и бескомпромиссным. Модель «откладывания» инвестиций в безопасность больше не работает.

Бизнес стоит перед чётким выбором:

  1. Реактивная стратегия – регулярные штрафы и немедленные, авральные расходы на устранение предписаний.
  2. Проактивная стратегия – превентивные инвестиции в инфраструктуру, проектный комплаенс и высокую культуру безопасности.

Только проактивный подход, подкреплённый соответствием ВСН 13-2002 и взрывозащищённой инфраструктурой, гарантирует операционную устойчивость в условиях непрерывно ужесточающегося регуляторного надзора 2026 года.

Обезопасьте себя и своё предприятие в 2026 году – проведём бесплатную консультацию по хранению веществ и найдём подходящее решение с АЙБИПИ. 

Регуляторный форсаж. Динамика обращений предприятий по предписаниям за хранение ЛВЖ и спирта в 2024–2025 годах

Автор материала
«АЙБИПИ – мобильные решения для безопасного хранения»

Блог о пожарной безопасности и хранении ЛВЖ от производителя мобильных складов № 1 в России

Комментарии: 1

А о чемь речь в заголовке? В чем динамика обращений предприятий и куда они обращались по предписаниям?

А что это за инфа по ужесточению расчетов рисков, откуда звон? Их только обновили))

Ни того, ни другого не увидел в тексте.