Основания для проведения процесса «Обеспечение безопасности работников при выполнении подрядных работ» (далее – ОБПР) – ст. 214 ТК РФ, п.7 приказа Минтруда России от 29.10.2021 г. № 776н, приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н, Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте; при эксплуатации электроустановок; при работе с инструментом и приспособлениями; при работе на высоте; Правила противопожарного режима в Российской Федерации и ряд других.
Цель процесса – обеспечение безопасности работников подрядной организации в процессе выполнения работ на территории заказчика, а также собственных работников заказчика во время выполнения работ силами сторонней организации.
Взаимодействие заказчика по вопросам охраны труда с подрядчиком при проведении работ у заказчика осуществляется на всех этапах выполнения подрядных работ при:
- заключении договора;
- допуске подрядчика к производству работ;
- производстве работ;
- завершении и сдаче работ;
- контроле за выполнением требований охраны труда, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, промышленной безопасности, безопасности полётов.
- Допуск подрядчика на территорию аэропорта
- Оформление пропусков
- Безопасность дорожного движения и транспортная безопасность
- Инструктаж о пропускном и внутриобъектовом режиме
- Обучение водителей спецмашин
- Движение техники на аэродроме
- Строительные работы на аэродроме
- Безопасность полётов – приоритетная цель
- Почему безопасность полётов воспринимают как «выше» остальных?
- Почему нельзя пренебрегать другими системами безопасности?
- Безопасность полётов – актуальная задача
- Подрядные организации – это дополнительный риск
- Рекомендации
- NOTAM
- Человеческий фактор
- Критичные для полётов элементы
- NOTAM и координация с полетными службами
- Near‑miss
- Приостановка работ
Допуск подрядчика на территорию аэропорта
Для выполнения подрядных работ в аэропорту привлекаются организации, имеющие разрешительные документы, лицензии на соответствующие виды деятельности (при необходимости), обученный и квалифицированный персонал, а также оборудование, отвечающее требованиям охраны труда.
Работы на этапах подготовки, выполнения и завершения работ выполняются подрядчиком на основе согласованного с заказчиком Акта-допуска.
Обеспечение взаимодействия и координации действий, своевременного взаимного информирования об опасностях, рисках и мерах по их предупреждению, а также о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях, инцидентах и авариях осуществляются с учётом процедур и процессов СУОТ заказчика.
До начала проведения работ заказчик и подрядчик должны определить перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на территории, находящейся под контролем заказчика.
Предварительный квалификационный отбор организации-претендента на проведение подрядных работ проводится заказчиком в соответствии с процедурой оценки и выбора организаций на основе критериев и требований, установленных в техническом задании и локальных актах заказчика, в том числе, с учётом специфики выполнения соответствующих видов работ (по ремонту, обслуживанию, наладке, испытаниям, строительно-монтажным работам и др., в соответствии с законодательными требованиями проведения закупочных процедур и в соответствии с нормативными актами, регулирующими закупочную деятельность предприятия.
При предварительном квалификационном отборе претендентов в ходе проведения конкурсных мероприятий осуществляется проверка наличия у них квалифицированных кадров, технологических и контрольных служб, технических средств, необходимых для выполнения работ, лицензий на выполнение работ и документов по охране труда.
Оформление пропусков
Допуск на территорию предприятия работников подрядной организации, принадлежащего ей транспорта, оборудования, материалов и другого имущества, необходимого для выполнения работ, осуществляется по разовым и временным пропускам на основании представленных документов о цели и сроке прибытия, составе бригад с указанием фамилии, имени, отчества, профессии или должности, квалификации каждого члена бригады и назначенных ответственных лицах за безопасное производство работ.
Иностранные граждане дополнительно представляют документы, подтверждающие право нахождения на территории РФ и осуществления трудовой деятельности.
Временные пропуска работникам подрядчика оформляет служба транспортной и авиационной безопасности (далее – СТиАБ) (по фамильному списку, на котором должна быть виза специалиста по охране труда о проведении инструктажа). Временные пропуска на автотранспорт и другую самоходную технику оформляет также СТиАБ по письменному запросу подрядчика с визой лица, контролирующего деятельность подрядчика, и с письменным разрешением руководителя аэропорта.
Ответственность за организацию и выполнение необходимых мероприятий по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на своих участках работы, а также за соответствующую квалификацию персонала и соблюдение работниками установленных нормативных требований несёт руководитель подрядной организации.
Безопасность дорожного движения и транспортная безопасность
Подрядчик организует работу по безопасности дорожного движения на объекте заказчика, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствии со спецификой деятельности предприятия.
Подрядчик обязан обеспечивать контроль за состоянием своих транспортных средств в пределах территории Заказчика. Все виды работ на аэродроме, выполняемые сторонними организациями, проводятся под контролем ответственных лиц соответствующих подразделений предприятия. Движение техники сторонних организаций в контролируемой зоне аэродрома осуществляется в сопровождении должностного лица службы аэропорта, в интересах которого проводятся работы. Контроль за работой сторонней организации на аэродроме, осуществляет также должностное лицо, в интересах которого проводятся работы, а также служба ОТ или специалист по охране труда.
Работники подрядных организаций обязаны соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
Работники подрядчика обязаны соблюдать правила перемещения по территории аэропорта, в том числе на перроне и аэродроме.
Работники подрядчика, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в зону транспортной безопасности аэродрома проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра. Для входа на территорию предприятия и выхода из неё пользоваться оборудованными стационарными проходными (КПП).
Работники подрядчика, а также автотранспорт допускаются в зону транспортной безопасности по пропускам установленного в аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Инструктаж о пропускном и внутриобъектовом режиме
Инструктаж по пропускному и внутриобъектовому режиму работникам подрядчика проводит персонал службы транспортной и авиационной безопасности, с ознакомлением работников подрядчика с Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режиме под роспись.
В соответствии с Инструкцией «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил дорожного движения спецмашин на перроне аэродрома» перед началом работ с представителями сторонних организаций (руководителями работ, водителями спецавтотранспорта (механизмов), допущенных для работы в контролируемой зоне аэродрома) начальником службы спецтранспорта или лицом его замещающим проводится инструктаж под роспись в специальном журнале, с предупреждением об ответственности за нарушение правил движения по аэродрому.
Обучение водителей спецмашин
Для водителей сторонних организаций, регулярно работающих на аэродроме, проводится обучение по программе водителей спецмашин, предназначенных для работы на аэродроме без права подъезда к ВС, для выполнения работ по эксплуатационному содержанию аэродрома в установленном порядке. После проведённой подготовки, водителям выдаётся талон на право вождения спецавтотранспорта по аэродрому сроком на 6 месяцев, по истечению срока которого проводится повторная проверка знаний водителей и принятие у них зачётов по правилам работы на аэродроме и делается отметка продлении срока действия талона сроком на следующие 6 месяцев. Просроченный талон считается не действительным.
Инструктаж при необходимости пересечения (выезда) работников подрядчика на взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки и другие рабочие площади, при проведении работ на лётном поле аэродрома в соответствии с «Технологией взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полёты», проводит начальник аэродромной службы или инженер по эксплуатации аэродрома, либо лица их замещающие. Технология является обязательной для организаций, осуществляющих деятельность на основании договора, заключённого с главным оператором аэропорта и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме.
Движение техники на аэродроме
Для каждой сторонней организации, временно работающей на аэродроме, в каждом конкретном случае, разрабатывается схема движения техники данной организации к местам проведения работ. Схема разрабатывается аэродромной службой или должностным лицом, в интересах которого планируется работа сторонней организации, утверждается директором аэропорта и согласовывается с подрядчиком.
Все транспортные средства и спецтехника, предназначенные для работ на перроне/вблизи ВПП, должны быть зарегистрированы, иметь световую и звуковую сигнализацию, маркировку и допуски.
Перед началом работ представители сторонних организаций (руководители работ, исполнители и водители машин) инструктируются в аэродромной службе под роспись в специальном журнале с предупреждением об ответственности, при выполнении работ на элементах лётного поля аэродрома.
Подрядчик в процессе выполнения подрядных работ принимает все необходимые меры предосторожности, направленные на охрану окружающей среды и предотвращение загрязнения окружающей среды оборудованием и материалами Подрядчика.
Строительные работы на аэродроме
В аэропорту при реализации системы заключения договоров с подрядными организациями на осуществление строительных работ на аэродроме, предусматриваются положения, касающиеся безопасности полётов, в части обязанностей подрядчика осуществлять допуск персонала к строительным работам после прохождения инструктажей и обучения правилам нахождения на аэродроме, передвижения по территории аэродрома в соответствии с установленными для данного подрядчика маршрутами движения и только под контролем ответственного лица со стороны аэропорта.
Безопасность полётов – приоритетная цель
В сфере авиации безопасность полётов часто рассматривается как приоритетная цель и ключевой интегрирующий критерий — но это не означает, что все остальные системы безопасности можно игнорировать. На практике задача формулируется так: обеспечить безопасность полётов путём координации и интеграции всех остальных систем безопасности (ОТ, пожарная безопасность, экологическая безопасность, авиационная и транспортная безопасность, БДД и т. д.).
На основании пункта 28 ФАП-441 при сертификации оператора аэродрома проверяется наличие Технологии взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полёты (далее – Технология взаимодействия). Рекомендуется учитывать в Технологии взаимодействия наличие разделов (приложений):
- сведения о должностном лице, определяющем готовность аэродрома к полётам, разрешающем и запрещающем приём и выпуск воздушных судов;
- требования к проведению работ на лётном поле;
- требования к допуску транспортных средств на лётные полосы, рулёжные дорожки и другие рабочие площади;
- требования к выполнению работ на аэродроме сторонними организациями;
- обязанности должностных лиц, обеспечивающих выполнение полётов;
- требования при проведении замера коэффициента сцепления взлётно-посадочной полосы (далее – ВПП);
- порядок взаимодействия при эксплуатации аэродрома в условиях ограниченной видимости;
- инструкцию по ведению журнала учёта состояния лётного поля;
- порядок ведения внутриаэропортовой радиосвязи, включающий позывные абонентов, порядок вызова и ответа на вызов, фразеологию радиообмена между абонентами, действия при отказе внутриаэропортовой радиосвязи.
Почему безопасность полётов воспринимают как «выше» остальных?
- Прямое влияние на жизни большого числа людей. Авиационное событие обычно имеет более тяжёлые последствия, чем локальное нарушение ОТ в цеху.
- Нормативная приоритетность: международные (ICAO) и национальные регуляторы предписывают аэродрому и авиакомпаниям максимально минимизировать риски, влияющие на воздушные операции.
- Широкий каскад последствий: нарушение правил, влияющее на полёты (неправильно согласованные работы, сбои в навигации), отражается на операциях и может привести к катастрофическим результатам.
- Репутационный и финансовый риск: аварии и серьёзные инциденты в авиации имеют огромный общественный резонанс и тяжёлые экономические последствия.
Почему нельзя пренебрегать другими системами безопасности?
- Закон и ответственность: охрана труда, пожарная безопасность, экологические требования имеют самостоятельный юридический статус; невыполнение влечёт санкции, травмы и бизнес‑риски.
- Взаимозависимость рисков: несоблюдение правил ОТ или пожарной безопасности может косвенно создать угрозу полётам (например, пожар в оборудовании, утечка топлива при ремонте).
- Организационная устойчивость: поддержание всех систем безопасности позволяет быстро реагировать на аварии и минимизировать ущерб.
Безопасность полётов – актуальная задача
Обеспечение безопасности полётов на аэродромах является одной из наиболее актуальных и значимых задач в сфере гражданской авиации. В условиях постоянного роста объёмов воздушных перевозок и увеличения числа аэродромов, на которых осуществляется деятельность подрядчиков, вопрос о безопасности полётов становится особенно острым. Аэродромы, как ключевые узлы транспортной инфраструктуры, требуют строгого соблюдения норм и правил, направленных на предотвращение инцидентов и аварий, которые могут возникнуть в результате выполнения работ подрядчиками. Важно отметить, что безопасность полётов не ограничивается только техническими аспектами, но также включает в себя организационные, правовые и человеческие факторы. Тем более, в настоящее время во многих аэропортах проводятся работы по реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры (терминалов, ВПП, перронов, объектов светосистемы и РТОП и т.д.). С ростом пассажиропотока и увеличением числа инфраструктурных проектов возрастает доля подрядных работ на территории аэродрома — ремонт покрытий, прокладка коммуникаций, монтаж светотехнических систем, работы с крупногабаритной техникой и кранами, размещение временных конструкций и др. Любая из этих операций способна прямо или косвенно повлиять на безопасность воздушных операций: вызвать появление посторонних предметов на аэродроме, создающих угрозу безопасности на рулёжной дорожке или полосе, создать помехи для средств навигации, нарушить обзор пилотов и авиадиспетчеров, привести к ошибочной маршрутизации техники по перрону или к повреждению оборудования.
Подрядные организации – это дополнительный риск
Подрядчики, выполняя работы на аэродромах, могут представлять потенциальные угрозы для безопасности полётов. Сложности, возникающие вследствие их деятельности, нередко становятся причиной инцидентов, которые могут иметь тяжёлые последствия. В последние годы наблюдается рост числа происшествий, связанных с некомпетентностью или недочётами подрядчиков. Например, инцидент на одном из крупных аэродромов, когда неправильно установленное оборудование привело к повреждению воздушного судна, демонстрирует, как именно действия сторонних организаций могут подрывать безопасность полётов.
Одним из основных рисков является недостаточная интеграция процессов подрядчиков в систему управления безопасностью полётов (СУБП). Без соответствующего контроля и взаимодействия между операторами аэродромов и подрядными организациями возникают ситуации, когда выполнение работ не согласуется с действующими нормами и стандартами, что в конечном итоге ставит под угрозу безопасность. В частности, отсутствие должной оценки факторов опасности во время проведения работ может привести к авиационным событиям на ВПП или инцидентам с наземными службами, чья деятельность может перекрываться работами подрядчиков.
Важным аспектом обеспечения безопасности является проактивный подход к определению и управлению рисками, связанными с работой подрядчиков. Это включает в себя внедрение систем, которые бы позволяли заранее выявлять потенциальные угрозы и минимизировать их влияние на выполнение полётов. Успешные примеры таких систем можно наблюдать в среде современных аэропортов, где осуществляется интегрированный подход к безопасности, включая участие всех сторон, отвечающих за аэродромную деятельность.
Рекомендации
Для обеспечения безопасности на аэродромах при выполнении работ подрядчиков внедрение строгих рекомендаций является обязательным. Эти рекомендации охватывают различные аспекты работы, начиная от соблюдения нормативных требований до организации процессов.
Первым шагом в повышении уровня безопасности является строгое соблюдение действующих нормативов. Важно, чтобы все работы отвечали требованиям, касающимся технического регулирования, пожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, промышленной безопасности. Это станет основой для формирования безопасной рабочей среды.
Порядок допуска и выполнения работ должен соответствовать и регламентировать безопасность выполнения задач подрядчиками на объектах аэропорта. Стороны должны заранее обсудить и согласовать все действия, чтобы предотвратить возможные инциденты. Соблюдение выбранной схемы выполнения работ и контроля является залогом успешной реализации проектов.
Контроль на лётном поле должен осуществляться с повышенным вниманием. Перед началом любых работ подрядчик обязан получить разрешение от авиапредприятия. Это включает в себя установление чётких зон выполнения работ и уведомление всех участников процесса о действующих приоритетах и правилах.
NOTAM
Организационные факторы приобретают ключевое значение — это планирование работ, управление допуском персонала, координация с диспетчерскими службами, своевременная публикация NOTAM при необходимости, а также чёткая процедура оформления разрешения на выполнение работ» («разрешение на производство работ») и утверждённые ключевые инструменты управления безопасностью при работах на аэродроме.
NOTAM (НОТАМ) (аббревиатура от англ. NOtice To Air Missions — «извещение лётному составу», ранее Notice to Airmen) — извещение, рассылаемое средствами электросвязи. Цель — предупреждать пилотов и авиакомпании о временных изменениях, которые могут повлиять на планирование полёта и его безопасность.
Правовая составляющая включает требования регуляторов (включая нормы ICAO и национальные правила), условия контрактов и ответственность подрядчиков за соблюдение процедур и устранение последствий нарушений.
Человеческий фактор
Не менее значимы человеческие факторы: квалификация, обучение и поведенческая культура как у сотрудников подрядных организаций, так и у работников аэропорта. Низкое качество инструктажей, языковые барьеры, давление на скорость выполнения работ и конфликт производства с требованиями безопасности — все это повышает вероятность ошибки.
Практическая реализация политики безопасности при работе подрядчиков требует интеграции процессов: включения требований безопасности в тендерную документацию, обязательного согласования ключевых инструментов управления безопасностью при работах на аэродроме до выхода на объект, прозрачной и оперативной процедуры выдачи и отзыва пропусков, ежедневных инспекций с документированием, маршрутизации движения техники и условий сопровождения, а также плановых и внеплановых аудитов. Координация между отделами (операции, служба безопасности полётов, служба технической эксплуатации, охрана труда, служба управления движением) должна быть формализована, с назначением ответственных лиц и каналов связи.
Критичные для полётов элементы
Особое внимание следует уделять работам, которые напрямую затрагивают элементы, критичные для полётов: изменение рельефа в зоне ОПП, установка или демонтаж высоких конструкций, работы вблизи аэродромного освещения и средств навигации, подъёмы стрел кранов. Для таких работ необходимы дополнительные оценки воздействия, согласования с органами управления воздушным движением и возможная публикация NOTAM. В сумме — системный подход к управлению рисками снижает вероятность серьёзных инцидентов и обеспечивает баланс между развитием инфраструктуры и сохранением высокого уровня авиационной безопасности.
Безопасность полётов при участии подрядчиков достигается не только техническими мерами, но и строгой организацией процессов, юридическим оформлением обязанностей, постоянным контролем компетенций людей и системой взаимодействия всех служб аэродрома. При масштабных реконструкциях и модернизации – это особенно критично: заранее прописанные процедуры, обязательные процедуры оформления разрешения на выполнение работ» («разрешение на производство работ») и утверждённые ключевые инструменты управления безопасностью при работах на аэродроме, регулярные аудиты и культура безопасности — ключи к тому, чтобы подрядные работы не повышали, а снижали риски для воздушной эксплуатации.
Например, работы на высоте, краны и препятствия:
- Влияние работ на препятствия и высотные ограничения оценивается заранее, согласовывается с аэропортом.
- Перед подъёмом стрелы крана или выполнением высотных работ подаётся уведомление, оформляется разрешение на выполнение конкретных работ в определенном месте и в определенное время и проводится проверка влияния на операции ВС и навигационные средства.
NOTAM и координация с полетными службами
Работы, влияющие на эксплуатацию ВПП, рулежных дорожек, перрона, системы огней и навигации, требуют публикации NOTAM и/или согласования с органами управления воздушным движением.
Ответственность за подготовку и подачу запроса на NOTAM стороны согласуют в договоре (обычно — совместно, финальное утверждение и публикация — за аэродромом).
Аэропорт осуществляет плановые и внеплановые инспекции объектов подрядчика; при выявлении нарушений подрядчик обязан немедленно устранить замечания.
Регулярные аудиты соблюдения требований безопасности проводятся с участием представителя аэропорта и подрядчика.
Near‑miss
Инциденты, near‑miss (Near‑miss — это событие или ситуация, которые могли бы привести к травме, ущербу имуществу или экологическому инциденту, но по счастливой случайности обошлись без последствий. Проще: «чудом не случилось беды») и расследования.
Любой инцидент или потенциальная опасная ситуация (near‑miss), влияющая на безопасность полётов, подлежит немедленному уведомлению диспетчера и ответственного лица оператора аэродрома.
Расследование проводится совместно — аэропорт и подрядчик. Подрядчик обязан содействовать и реализовать корректирующие меры.
Результаты расследования и принятые меры фиксируются и становятся обязательной частью ключевых инструментов управления безопасностью при работах на аэродроме на последующие работы.
Приостановка работ
Аэропорт оставляет за собой право приостановить или прекратить работы в случае угрозы безопасности полётов или систематического несоблюдения требований.
Договор предусматривает санкции за нарушения (штрафы, удержание гарантийной суммы, аннулирование допусков), а также порядок возмещения убытков, вызванных нарушениями подрядчика.
Решения о приостановке оформляются письменно с указанием оснований и требуемых действий для возобновления работ.
Актуальность проблемы обеспечения безопасности полётов не вызывает сомнений. Инцидент или авария, связанная с нарушением безопасности, может иметь серьёзные последствия как для пассажиров, так и для авиационной отрасли в целом. Поэтому важно не только следовать установленным нормам, но и активно развивать системы управления безопасностью, которые позволят минимизировать риски и повысить уровень доверия к авиационным перевозкам. Особое внимание следует уделить сбору и анализу данных о безопасности, что позволяет выявлять потенциальные угрозы и принимать меры по их устранению.
Готова предоставить пример Положения о порядке взаимодействия с подрядными организациями и мерах по обеспечению безопасного выполнения работ и поставки безопасной продукции в аэропорту по запросу.


