В течение почти 7 лет я работаю специалистом по охране труда на предприятии гражданской авиации, с небольшими перерывами, когда пробовала себя в других отраслях. Авиация по‑прежнему меня притягивает: самолеты и высота вдохновляют, а работа в аэропорту столь же интересна и разнообразна, как и в других сферах.
Начну с основных определений, взятых из Воздушного Кодекса РФ:
Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Очень много аэропортов у нас в стране относятся к международным. Год 2025 ещё не закончился, и Михаил Мишустин планирует к 2030 году открыть ещё 75 международных аэропортов в России. По данным на конец 2024 года, в России располагаются целых 82 международных аэропорта. Не исключение и наш аэропорт, в котором я тружусь.
Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на нём зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэродромы подразделяются на аэродромы гражданской авиации, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.
Также выделяют аэродромы совместного базирования и совместного использования.
Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации. Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.
Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлёт, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полёты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.
Эксплуатация аэродромов совместного базирования и совместного использования осуществляется на основе договоров.
- Кто такой специалист по охране труда в аэропорту?
- Специфика работы в аэропорту
- Основные обязанности специалиста по охране труда в аэропорту
- Что вы будете делать ещё (по факту, но с улыбкой)
- Ключевые навыки и качества специалиста по охране труда в аэропорту
- Значение работы специалиста по охране труда для аэропорта
- Карьерный рост специалиста по охране труда в аэропорту
- Советы начинающим специалистам по охране труда в аэропорту
- Заключение
Кто такой специалист по охране труда в аэропорту?
Это профессионал, чья основная задача – предотвращать несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварии, связанные с производственной деятельностью в условиях аэропорта. Он выступает в роли эксперта, консультанта и контролёра, обеспечивая соблюдение всех норм и правил охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и других аспектов, критически важных для функционирования такого сложного объекта.
Специфика работы в аэропорту
Работа специалиста по охране труда в аэропорту имеет свою специфику, обусловленную:
- Авиационной отраслью, к которой предъявляет особые требования к охране труда.
- Многообразием видов деятельности: от обслуживания воздушных судов и управления воздушным движением до работы с багажом, технического обслуживания инфраструктуры, обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности (полётов, транспортной и авиационной, орнитологической, БДД, пожарной безопасностью, АТЗ). Каждая из этих сфер несёт свои риски.
- Высокой интенсивностью и круглосуточным режимом работы: аэропорт никогда не спит, а значит и вопросы безопасности должны решаться непрерывно.
- Наличием специфического оборудования и технологий: работа с авиационной техникой, топливозаправочным оборудованием, системами радионавигации, радиолокации и связи требует особых знаний и мер предосторожности.
- Большим количеством персонала и пассажиров: необходимо обеспечить безопасность как для сотрудников, так и для тысяч людей, проходящих через аэропорт ежедневно.
- Воздействием неблагоприятных факторов: шум, вибрация, ЭМП УВЧ (СВЧ) диапазона, работа на высоте, в электроустановках, в условиях ограниченного замкнутого пространства, при различных погодных условиях – все это требует особого внимания.
Основные обязанности специалиста по охране труда в аэропорту
Круг задач специалиста по охране труда в аэропорту широк и многогранен.
- Разработка и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ): создание и актуализация локальных нормативных актов, инструкций, положений, регламентирующих безопасные методы и приёмы работ.
- Проведение инструктажей и обучения: организация и проведение вводных инструктажей, контроль проведения первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей по охране труда для всех категорий работников. Контроль за прохождением обучения по охране труда и проверкой знаний.
- Контроль за соблюдением требований охраны труда: регулярные проверки рабочих мест, производственных процессов, оборудования на предмет соответствия нормам безопасности. Выявление и устранение нарушений.
- Оценка профессиональных рисков: идентификация потенциальных опасностей на рабочих местах, оценка вероятности их возникновения и тяжести последствий. Разработка мер по снижению рисков.
- Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний: участие в работе комиссий по расследованию, сбор информации, анализ причин, разработка мероприятий по их предотвращению в будущем.
- Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ и СКЗ): контроль за своевременным обеспечением работников необходимыми СИЗ, их правильным применением и хранением.
- Контроль за состоянием условий труда: проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), участие в оценке профессиональных рисков.
- Организация проведения медицинских осмотров и освидетельствований работников (отдельную подробную статью на данном форуме писала ранее).
- Взаимодействие с контролирующими органами: представление интересов аэропорта при проверках со стороны государственных инспекций труда, пожарного надзора и других надзорных органов.
- Пропаганда культуры безопасности: формирование у сотрудников осознанного отношения к вопросам охраны труда, проведение информационных кампаний, конкурсов.
- Обеспечение пожарной безопасности: контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, исправностью противопожарного оборудования, проведением тренировок (в большинстве аэропортов эта область находится в ведении отдельного специалиста либо в ведении начальника СПАСОП (службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов. ПыСы: приходилось немного вникать и помогать начальнику службы в вопросах пожарной безопасности).
- Обеспечение электробезопасности: контроль за соблюдением правил эксплуатации электроустановок, проведением электротехнических работ.
Что вы будете делать ещё (по факту, но с улыбкой)
- Инспектировать всё, что можно осмотреть и то, что нельзя — тоже: от состояния перронных плит до загнутых знаков «Не курить» возле выхода. Вы быстро научитесь видеть трещины в асфальте с дальности терминала.
- Писать документы. Много документов. Такие, чтобы любой прокурор обзавидовался. Политики, инструкции, журналы, акты и многое другое.
- Проводить тренировки и учения: совместные учения с аэродромной службой, службой ПАСОП и другими службами аэропорта.
- Уменьшать риск птиц у взлётно-посадочной полосы: да-да, мы официально объявляем войну птицам — иногда приходится объяснять птицам, что здесь не их «туса» (орнитологическое обеспечение безопасности полетов – приходилось однажды и мне вникать в эту область, помогая начальнику аэродромной службы с документацией по орнитологии).
- Взаимодействовать с регулирующими органами: у вас будет список сокращений длиннее списка кафе в терминале, и вы будете свободно употреблять «СОП», «СПАСОП», «СЭРТОС», «СЭСТОП», «ИАЦ», «ССТ», «ПДСП», «СЭНЗС»,»САБ», «СУБП», «ARFF», «IATA», «ICAO», «НОТАМ», режим «КОВЕР», «КВС», «КДП», «БПРМ», «ДПРМ», «ОрВД» и др., не моргнув глазом.
Вы всегда будете в эпицентре событий: самолёты, люди и техника — скучать некогда!
Ключевые навыки и качества специалиста по охране труда в аэропорту
Для успешной работы в этой непростой, но ответственной сфере, специалист по охране труда должен обладать рядом важных навыков и качеств:
Знание законодательства: хорошее знание Трудового кодекса РФ, федеральных законов, постановлений Правительства, приказов Минтруда и других нормативных актов, регулирующих охрану труда. Приходилось изучать также и Воздушный Кодекс РФ, приказы Минтранса РФ, многочисленные ФАПы (федеральные авиационные правила) и многое другое.
Технические знания: понимание принципов работы авиационной техники, инженерных систем аэропорта, а также специфики производственных процессов.
Аналитические способности: умение анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, прогнозировать риски.
Коммуникабельность и навыки убеждения: способность эффективно общаться с различными категориями сотрудников, от рядовых работников до руководителей, убеждать их в необходимости соблюдения правил безопасности.
Организаторские способности: умение планировать, организовывать и контролировать выполнение мероприятий по охране труда.
Внимательность к деталям: способность замечать даже незначительные отклонения от норм, которые могут привести к серьезным последствиям.
Стрессоустойчивость: умение сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях.
Ответственность: осознание высокой степени ответственности за жизнь и здоровье людей.
Педагогические навыки: способность доступно и убедительно доносить информацию до сотрудников.
Постоянное обучение: готовность к непрерывному профессиональному развитию, изучению новых технологий и изменений в законодательстве.
Значение работы специалиста по охране труда для аэропорта
Эффективная работа специалиста по охране труда напрямую влияет на:
- Безопасность сотрудников: прежде всего, это защита здоровья и жизни работников аэропорта.
- Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний: минимизация рисков для здоровья и жизни сотрудников.
- Предотвращение аварий и катастроф: обеспечение безопасности воздушных судов, пассажиров и персонала.
- Снижение финансовых потерь: уменьшение расходов на выплаты по больничным листам, компенсации, штрафы, а также на восстановление повреждённого имущества.
- Повышение производительности труда: безопасные условия труда способствуют более эффективной работе сотрудников.
- Формирование положительного имиджа аэропорта: демонстрация заботы о персонале и пассажирах.
- Соблюдение законодательных требований: избежание претензий со стороны надзорных органов и судебных разбирательств.
- Обеспечение безопасности пассажиров: таким образом, обеспечивается безопасное пребывание пассажиров и их багажа на территории аэропорта, что особенно актуально в условиях повышенной ответственности перед авиакомпаниями и международными стандартами.
Работа в аэропорту сопряжена с определёнными вызовами. Необходимость постоянного обновления знаний, адаптация к изменяющимся требованиям безопасности, работа в условиях ограниченного времени – всё это требует от специалиста по охране труда высокой квалификации и стрессоустойчивости. Однако, эта работа предоставляет уникальные возможности для профессионального роста и участия в обеспечении безопасности одного из важнейших объектов инфраструктуры.
Карьерный рост специалиста по охране труда в аэропорту
Он может включать в себя:
- Повышение квалификации: получение дополнительных знаний и навыков в области охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности или других смежных областях.
- Занятие руководящих должностей: руководитель службы охраны труда, начальник отдела охраны труда, главный специалист по охране труда.
- Работа в консалтинговых компаниях: предоставление услуг по охране труда другим организациям, включая аэропорты.
- Преподавательская деятельность: обучение специалистов по охране труда в учебных заведениях.
Советы начинающим специалистам по охране труда в аэропорту
Если вы только начинаете свой путь в этой профессии, несколько советов:
Углублённо изучайте нормативные документы: законодательство в области охраны труда постоянно меняется, поэтому важно быть в курсе последних изменений.
Не бойтесь задавать вопросы: не стесняйтесь обращаться за помощью к более опытным коллегам, к руководителям подразделений с просьбами рассказать подробно о том или ином технологическом процессе.
Будьте проактивны: не ждите, пока произойдёт несчастный случай, а активно выявляйте и устраняйте потенциальные опасности.
Развивайте коммуникативные навыки: умение эффективно общаться с людьми – ключ к успеху в этой профессии.
Постоянно учитесь: посещайте семинары, тренинги и конференции, чтобы быть в курсе последних тенденций в области охраны труда.
Будьте настойчивы: не всегда удаётся сразу добиться желаемого результата, но важно не сдаваться и продолжать работать над улучшением условий труда.
Помните о своей ответственности: от вашей работы зависит жизнь и здоровье людей.
Заключение
Работа специалиста по охране труда в аэропорту – это не просто выполнение формальных обязанностей, а жизненно важная миссия. Это постоянная бдительность, понимание рисков и неустанное стремление к созданию максимально безопасной среды для всех, кто находится на территории аэропорта. От его профессионализма и самоотдачи зависит, насколько безопасно и надёжно будут функционировать воздушные ворота региона да и страны в целом, обеспечивая бесперебойное движение людей и грузов по всему миру. Сфера охраны труда постоянно развивается, и специалист по охране труда в аэропорту должен быть в курсе последних тенденций и инноваций.
P.S. Когда в следующий раз вы будете лететь, помните: работники воздушной гавани, в том числе и ваш покорный слуга (СОТ) обеспечивают безопасность ваших полётов!
Но в целом, работа у меня замечательная. Каждый день – это новые приключения, новые люди и новые способы уберечь мир от надвигающейся опасности. Главное – не терять чувство юмора. И да, если вы увидите человека в салатовом жилете, бегущего за работником с криками «Почему без СИЗ», – это, скорее всего, я. Просто хочу, чтобы они жили долго и счастливо, и всегда возвращались с работы домой к своим родным и близким здоровыми и невредимыми!
Оксана, огромный объем работы. Одно время в Шереметьево требовался и специалист, и Главный специалист, рассматривала для себя из за близости к дому.
Но, честно, напрягла большая ответственность и широкий круг обязанностей (у меня проблемы с делегированием).
Подскажите, Вы одна на всех этих задачах, которые описали, у Вас не отдел? И сколько работников всего? Потому что ну невероятно одной с этим справляться, и еще и текучка. Стажировка водителей…там тоже такой объем по водителям, что отдельный специалист по БДД нужен.
Касаемо ПБ, БДД, электробезопасности, орнитологии и прочее — отдельные специалисты. У нас просто ко мне обращались за помощью помочь сделать тот или иной документ, поэтому приходилось вникать. На мне была ОТ и экология, и сейчас также — плюсом добавились обязанности по участию в закупочной деятельности, опять же только в части касающейся ОТ и экологии. В крупных аэропортах, типа таких «монстров» как Шереметьево, Внуково, Пулково и др. — скорее всего есть отделы, т.к. там и штат больше, чем в некрупных региональных аэропортах. У нас было порядка 250 чел. Сейчас я работаю — территориально аэропорт, а организация другая — национальный провайдер аэронавигационных услуг (у нас управление воздушным движением и обслуживание и эксплуатация объектов РТОП). Наземное обслуживание, обслуживание пассажиров, багажа, груза, почты — осталось у аэропорта
Позитивно весьма! Желаю, чтобы это чувство не покидало на всем протяжении трудовой деятельности. А вообще, примерно в таком ключе можно написать про каждого СОТа, работающего в другой отрасли.
Интересно) с удовольствием прочитал.
А откуда взялось обеспечение пожарной безопасности в охране труда? Это лично ваш пример или обобщенно так выразились?
Написала же — иногда помогала начальнику СПАСОП с документами по пожарной безопасности. Но обычно — это не входит в обязанности СОТа (за пожарную безопасность, ГО и ЧС, электробезопасность, БДД (на аэродроме свои правила движения и стажировка водителей для движения в контрольной зоне аэродрома) отвечают отдельные специалисты)
А вдруг..у вас там карусель обязанностей)) Спасибо!
Статья понравилась, весьма нескучное место работы =)
место нескучное — много нового и интересного узнаешь. Например, в аэропорту свои правила стажировки водителей для движения в контролируемой зоне аэродрома. Есть методические рекомендации Росавиации — ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПОДЪЕЗДОМ (ОТЪЕЗДОМ) СПЕЦМАШИН К ВОЗДУШНЫМ СУДАМ И СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ СПЕЦМАШИН
НА ПЕРРОНЕ АЭРОДРОМА, которыми мы должны руководствоваться. Водители готовятся трех категорий:
— с правом подъезда к ВС;
— без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома;
— с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома. В зависимости от предназначения спецтехники водителям выдаются талоны на право вождения спецмашин по аэродрому:
— на право вождения спецмашин по аэродрому и обеспечения обслуживания воздушных судов (с правом подъезда к ВС);
на право вождения спецмашин по аэродрому (без права подъезда к ВС и выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома);
— на право вождения спецмашин по аэродрому (с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома).
пардон не в «контрольной», а в контролируемой зоне аэродрома
а как избавиться от птиц в аэропорту? просто сбрить все кусты и деревья?
Орнитологическое обеспечение полетов — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений ВС с птицами. В отношении аэродромов устанавливается приаэродромная территория, включающая 7 подзон, в каждой из которых свои ограничения. Шестая подзона — в ней запрещено размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от КТА (контрольной точки аэродрома) — не должно быть деревьев, зарослей кустарников, водоемов, какой-либо еды. Все эти объекты необходимо выявлять (несанкционированные свалки, полигоны ТБО, птицефермы и пр.). В аэропортах есть инженер по орнитологическому обеспечению полетов и создается внештатная орнитологическая группа (т.к. я совмещала должность специалиста по экологии, то в эту группу я входила). Ранее по орнитологическому обеспечению полетов руководствовались ПРИКАЗОМ Министерства ГА СССР от 26 декабря 1988 г. N 209 (РООП ГА-89) (в этом документе есть понятие «авиационная орнитология», «орнитологическая обстановка». Там был прописан комплекс мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов. Основными из этих мероприятий были:
— выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории;
— визуальный и радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения ВС;
— оперативное оповещение экипажей ВС о скоплениях и массовых перелетах птиц, обнаруженных на пути движения ВС;
— выполнение экипажами ВС в полете специальных действий, направленных на уменьшение вероятности и опасности столкновений с птицами;
— отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств;
— расследование и анализ происшедших случаев столкновений ВС с птицами;
— проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.
В настоящее время руководствуемся ФАП-331 (ПРАВИЛА БОРЬБЫ С ОПАСНОСТЬЮ, СОЗДАВАЕМОЙ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА НА АЭРОДРОМАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ).
В соответствии с ФАП-331 борьба с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, должна включать в себя:
1) мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов, в том числе:
мероприятия по отпугиванию птиц;
мероприятия по устранению причин скопления птиц на территории аэродрома;
2) мероприятия по сведению к минимуму вероятности столкновений ВС с объектами животного мира (исключая птиц).
Эти мероприятия должны проводиться в рамках обеспечения функционирования системы управления безопасностью полетов (СУБП).
Работники служб (подразделений) оператора аэродрома должны:
— осуществлять наблюдение за птицами и другими объектами животного мира на территории аэродрома;
— информировать орган ОВД посредством телефонной связи или радиосвязи о наличии птиц и других объектов животного мира в целях передачи сведений о наличии птиц и других объектов животного мира экипажам ВС;
— выявлять условия, способствующие появлению и скоплению птиц на аэродроме, и принимать меры к их устранению;
— принимать меры к отпугиванию птиц и других объектов животного мира от аэродрома.
Организуется учет и анализ случаев столкновений ВС с птицами и данных о повторяемости случаев таких столкновений в различных условиях, передачу информации органу ОВД и эксплуатантам ВС, а также контроль выполнения требований по орнитологическому обеспечению полетов.
Должны анализироваться и прогнозироваться орнитологическая обстановка, проводиться занятия по орнитологическому обеспечению полетов.
Теперь по ФАП не внештатная группа, а сезонная создается.
Должны проводиться скос травы на аэродроме, визуальное наблюдение за птицами на территории аэродрома (осмотр взлетно-посадочной полосы (ВПП) и остальных частей летного поля).
При наличии информации о птицах и (или) при визуальном обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или в пределах ее видимости, орган ОВД должен незамедлительно информировать об этом экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.
При обнаружении стаи птиц на ВПП орган ОВД должен незамедлительно передать сведения о них посредством телефонной связи или радиосвязи в подразделение оператора аэродрома, осуществляющее орнитологическое обеспечение полетов.
После получения информации об обнаружении стаи птиц должны быть приняты меры по оперативному отпугиванию птиц.
В качестве средств и методов отпугивания птиц по решению оператора аэродрома на аэродромах используются:
биоакустические установки;
газовые пушки;
трещотки;
зеркальные шары;
лазерные отпугиватели;
сети;
муляжи и (или) чучела, имитирующие мертвых птиц;
химические методы;
радиоуправляемые модели;
радиоэлектронные и электромагнитные методы;
специально подготовленные птицы и собаки;
беспилотные ВС.
Многие из этих средств хорошо зарекомендовали себя, но все равно наблюдается эффект привыкания: через какое-то время использования птицы перестают их бояться.
А вот работа хищных птиц в аэропорту дает колоссальные результаты. Но не все аэропорты могут позволить себе содержать таких птичек (их надо дрессировать, чтобы они возвращались на месте, специальное кормление, специально обученный человек по обращению и уходу с такими птицами). Когда обычные птицы видят хищную, понятно, что они боятся ее и уже не летят в эту сторону. Ястребу, например, достаточно появиться в небе и посторонним птицам понятно, что они здесь незванные гости. Еще один момент почему птицы сильнее боятся ястребов, чем людей — они осознают, что сотрудники аэропорта постреляли и ушли, а хищные птицы продолжат охоту. Интересная тема — хотели одно время в аэропорту купить такую птичку, но это дорого.
А так обязательно — регулярный уход за территорией аэродрома (никаких свалок поблизости, а все бытовые отходы накапливать в закрытых контейнерах, чтобы не привлекать лишнего внимания зорких птичьих глаз.) Мелкие водоемы поблизости должны быть также устранены – они могут стать местом обитания самых опасных, тяжелых и неповоротливых водоплавающих птиц. Траву вблизи ВПП, естественно, регулярно выкашивают (чтобы всякие перепелки гнезда не вили). Также о вырубать на удалении в 150-200 метров от рулежных дорожек и ВПП все деревья и кустарники.
Это одно из указаний Международной организации гражданской авиации (ICAO). Т.к. мы крутимся в сфере международных авиаперевозок, то должны исполнять и международные требования. Убивать птиц нельзя, многие пернатые занесены в Красную книгу.
подразделение оператора аэродрома, осуществляющее орнитологическое обеспечение полетов — это в аэропорту аэродромная служба, и служба транспортной и авиационной безопасности также может участвовать (водители-инспекторы ГБР производят объезд территории и также могут обнаружить скопление птиц или диких животных — и зайцы, лисы, косули забегают)
Непринятие мер, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлета и посадки, на охрану жизни и здоровья. Плюс если будет нанесен серьезный ущерб самолету — дорогостоящий ремонт ВС грозит. Читала давно, когда вникала в тему орнитологического обеспечения БП, в одном аэропорту залетевшая птичка в турбину вывела из строя двигатель самолета, аэропорт попал на компенсацию дорогостоящего многомиллионного ремонта самолета по судебному решению, недостаточные меры по орнитологическому обеспечению БП