В современном мире, где скорость жизни порой опережает наши возможности, а непредвиденные ситуации могут случиться в любой момент, знание основ оказания первой помощи становится не просто полезным навыком, а жизненно важной необходимостью. И если для обычного человека это может быть вопросом личной ответственности, то для работодателя – это ещё и вопрос заботы о своих работниках, исполнения норм законодательства, а также минимизации рисков.
Однако, как часто бывает, даже самые благие намерения сталкиваются с равнодушием или недопониманием. Работники могут считать обучение первой помощи “лишней тратой времени”, “чем-то, что никогда не пригодится” или просто “неинтересным”. Как же донести до них истинную ценность этих знаний и сделать обучение востребованным?
Первая помощь — это навык, который не требует медицинского образования, но может помочь или спасти жизнь человека в первые минуты после происшествия. Мотивировать работников пройти обучение — значит повысить реальную безопасность на рабочем месте, снизить риск трагедии и укрепить командный дух.
Почему это важно?
- Время решает многое. До приезда бригады скорой помощь, оказанная очевидцами, часто определяет исход: спасение и сохранение жизни человека.
- Каждый работник — потенциальный спасатель. Медики не всегда рядом, но рядом всегда коллеги. Навык первой помощи делает коллектив более защищённым.
- Практическая выгода для работника. Акцент на личной безопасности и безопасности близких. Умение помогает не только на работе, но и дома, в транспорте и на отдыхе. Можно подчеркнуть, что полученные навыки применимы не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни. Это делает обучение более личным и значимым.
- Профилактика и снижение последствий. Быстрая и корректная первичная помощь может снизить тяжесть травмы, сократить время нетрудоспособности и расходы на лечение.
- “Знание – сила, а в случае с первой помощью – это ещё и возможность действовать, а не паниковать”. В экстренной ситуации страх и растерянность могут парализовать. Обучение даёт уверенность и чёткий алгоритм действий.
Какие барьеры у работников?
«Я боюсь крови/делать что‑то неправильно» – можно начать с простых жизненно важных действий (проверка сознания и дыхания, вызов помощи, остановка кровотечения, положение пострадавшего).
«Это не моё дело» – можно использовать реальные истории и статистику, объяснить моральную и командную ответственность.
«Я уже старый/молодой/не подхожу» – можно подчеркнуть, что техники адаптируются под физические возможности и не сложны в практическом исполнении. Освоить навыки оказания первой помощи под силу среднестатистическому человеку.
Преодоление барьеров и возражений
“Это не займёт много времени”. Обучение может быть компактным и эффективным. Даже несколько часов, потраченных на обучение, могут спасти жизнь или предотвратить наступление необратимых последствий для здоровья пострадавшего.
“Я не врач, я не смогу”. Это миф. Первая помощь – это не медицинское лечение, а комплекс экстренных мер, которые может освоить любой человек. Инструкторы научат именно тому, что необходимо в критической ситуации.
“У нас нет таких рисков”. Приведите примеры несчастных случаев, которые могут произойти даже в самых “безопасных” условиях: бытовые травмы, сердечные приступы, падения, электротравмы и др.
Донести до работников важность обучения оказанию первой помощи – это задача, требующая комплексного подхода. Необходимо не только предоставить работникам возможность получить необходимые знания и навыки, но и создать атмосферу, в которой они будут чувствовать себя ответственными за свою безопасность и безопасность своих коллег. Обучение работников правилам оказания первой помощи является важнейшей составляющей системы охраны труда на предприятии. Оно должно стать неотъемлемой частью обучения каждого сотрудника, обеспечивая безопасность и защищенность всех участников производственного процесса. Ведь каждый случай, предотвращённый благодаря быстрым действиям коллег, подтверждает правильность выбранной стратегии обучения.
Личный опыт
В этом месяце организовала для своей команды практическое обучение по оказанию первой помощи — подготовила коллег заранее, поделилась своими личными историями о помощи близким и приёмами самопомощи, чтобы показать: это не абстрактная обязанность, а навык для жизни. Занятие провёл учебный центр — и кто бы сомневался, инструктор оказался не только профессионалом, но и действующим сотрудником скорой помощи: люди слушали его с удвоенным вниманием, потому что за шутками и «байками из практики» всегда скрывается ценнейший опыт.
Четыре часа пролетели на одном дыхании — иронично сказать «буквально и фигурально», ведь практическая отработка СЛР погружала всех в дело по полной. Аудитория не просто слушала: вовлекалась в упражнения, отрабатывала приёмы на манекенах, задавала вопросы и ловила каждую ремарку инструктора. После тренинга в мой адрес посыпались добрые благодарности за заботу и организацию такого обучения, а инструктору — за живой формат и умение держать внимание: и факт, и подача оказались на высоте.
Результат ощутимый — не только сертификаты/протоколы, но и чувство уверенности: теперь у нас есть люди, готовые действовать, если это потребуется. Такое мероприятие — вклад в безопасность и в командный дух, и именно за такие вещи коллеги говорят «спасибо» от всего сердца.
Спасибо коллегам за отзывчивость и желание учиться новому, спасибо инструктору за профессионализм и юмор, позволяющий сделать процесс живым и запоминающимся.
И пусть каждый из нас запомнил важное правило: готовься к худшему, чтобы встретить лучшее — будь то повседневная работа или жизненные испытания. Ну и конечно, улыбаемся чаще, друзья! Ведь хорошее настроение продлевает жизнь, а навыки первой помощи её сохраняют!



В своей практике ни разу не сталкивался, что бы кто-то не хотел научиться оказывать первую помощь.
А вот то, что многие не верят в обучение – это постоянный вопрос. Постоянно слышу: ну и толку от такого обучения, посмотрели картинки, почитали и что?
Большинство курсов просто отрабатывают методичку и букву закона. А людям интересен реальный опыт.
Плюс со стороны работодателя палки в колеса. Любые курсы необходимо оплачивать. Даже если делать свой класс подготовки, то это не малые вложения. А главное, во время таких обучений, по мнению работодателей, работник не выполняет свою основную работу, тем самым нанося убытки для компании. Меня постоянно просят минимизировать время инструктажей, и вообще организовать все так, чтобы работник не отвлекался от работы.
С самими работниками все наоборот, они с удовольствием отвлекаются от работы, если это не формализм, а реальная лекция в форме беседы с человеком у которого есть практика.
Неоднократно сталкивались с очень специфичным возражением: зачем мы будем его обучать, у него базовое медицинское образование. Приходится объяснять, что диплом стоматолога, полученный 10 лет назад, не поможет провести правильно СЛР.
Вы правильно подметили. Основная проблема не в работнике, который не хочет учится, а в работодателе, который не хочет эту учебу оплачивать.
В ответ на нежелание по разным причинам изучать приемы оказания первой помощи, я всегда говорю о том, что на месте пострадавшего в любой момент может оказаться дорогой человек (ребенок, мать/отец и т.д.). Хотя бы в теории знать элементарные вещи должен каждый – это важно и, возможно, спасет чью то жизнь, в том числе и свою. Потому такие занятия, в любом случае, очень полезны и продуктивны.
Всегда тоже так говорю. Если вы не будете знать что делать, не отработаете навыки – вы не сможете помочь человеку. И к великому сожалению от остановки сердца, обморока, приступа эпилепсии, перелома и кровотечения никто не застрахован в том числе за пределами предприятия. Вы готовы лишить своих близких помощи в экстренной ситуации и кусать потом локти? Обычно на этом все успокаиваются